Taxi 4

Такси-4В 1964-1982 годах в шести забавных французских комедиях с Луи де Фюнесом о приключениях чудаковатых жандармов воспевался средиземноморский город Сен-Тропе. Но, похоже, сценарист и продюсер Люк Бессон и режиссер Жерар Кравчик решили догнать по количеству частей ту комедию, при этом рассказывая о похождениях непутевых полицейских из Марселя, расположенного неподалеку от Сен-Тропе, на Средиземном море. В 2007 году они сняли четвертый фильм «Такси». Вопреки расхожему мнению, что последующие части всегда хуже первой, кинокартина «Такси 4″ сокрушительно опровергает это. В ней все та же динамика, экшен, веселые сцены, забойные трюки, захватывающие погони, приятное музыкальное сопровождение. А роль туповатого комиссара полиции Жибера, в блистательном исполнении Бернара Фарси, это устойчивый мостик между прошлым французским кино и нынешним. Это образец преемственности и сохранения старого комедийного французского стиля, созданного Фернанделем, Бурвилем, Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром и Колюшем. Сюжет о безбашенном и самом умном в Марселе таксисте Даниэле во многом исчерпал себя. Поэтому в кинокартине стало значительно меньше преследований на автомобилях, но зато сюжет удачно разбавили футболом, на котором в Марселе все помешены, и забавными подросшими детьми главных героев. Еще таксист Даниэль Моралес пересел с «Пежо-406″ на более крутой и современный, выпускаемый с апреля 2004 года, белый автомобиль «Пежо-407″. Вообще, слегка завуалированная реклама каких-либо марок автомашин, это отличительный почерк картин, сделанных Люком Бессоном. В «Перевозчике» это «БМВ», в «Перевозчике-2″ Люк Бессон на полную катушку постарался воздать хвалу немецкому «Ауди» и итальянскому «Ламборджини», и так далее. Фильм вполне помог новому продукту французского автопрома.

Создатели картины:

Над фильмом работали с лета 2006 года вездесущий Люк Бессон и французский режиссер польского происхождения Жерар Кравчик. Связка Бессон — Кравчик успешно сотрудничает на протяжении длительного периода времени. Люк Бессон за свою творческую деятельность уже успел стать продюсером девяноста четырех фильмов. К сорока одной киноленте он написал сценарии и в семнадцати картинах выступил как режиссер. Его производительности можно только позавидовать. Фильм «Такси 4″ был снят в кротчайшие сроки. При этом его создателям удалось избежать серьезных сценарных ошибок и почти не допустить киноляпов, которые обычно сопровождают сделанные в короткие сроки картины. Авторам удалось блистательно показать самоиронию французов и вдоволь посмеяться над незадачливыми полицейскими. В качестве оператора в фильме был задействован Пьер Морель, который помимо операторской деятельности является режиссером многих интересных картин, таких как, «Заложница», «13-ый район», «Из Парижа с любовью». В фильме прозвучали двадцать три музыкальных композиции. Комедия была рекомендована к просмотру с шестнадцатилетнего возраста. Бюджет фильма составил около 40 миллионов долларов.

Роли:

В роли находчивого таксиста Даниэля Моралеса, не смотря на постоянные проблемы с законом, каким-то образом вновь сумел сняться французский актер алжирского происхождения Сами Насери. Так же как и в предыдущих трех фильмах «Такси» он пылает страстью к сумасшедшим чуть ли не космическим скоростям и мощным автомобилям. На номере его машины красуются цифры «2007″. Это год выхода картины в прокат. Новый автомобиль Даниэля удивляет своей маневренностью и способностью поворачивать колеса на девяносто градусов. Благодаря этому он в состоянии разворачиваться практически на одном месте. В фильме «Такси-4″ он мелькает на экранах гораздо меньше, нежели в предыдущих картинах. Вероятно, это было связано с не очень презентабельным внешним видом актера в этот период. Актер отсутствовал на премьерном показе фильма, по причине очередного попадания в полицию за нападение на охранника ночного клуба. Вероятно, Сами Насери так вошел в роль лихого таксиста, носящегося с сумасшедшей скоростью, выводя из строя радары полицейских, что в 2008 году умудрился в нетрезвом виде и без водительских прав сбить женщину — полицейского. В фильме «Такси 4″ Насери не так хорош, как в предыдущих частях картины. В его глазах чувствуется усталость, несвойственная ему грусть и отрешенность от роли.

Полицейского — недотепу Эмильена Кутан — Корбадека снова сыграл актер Фредерик Дифенталь. Как всегда благодаря его непрофессионализму возникают проблемы у полицейских всего Марселя. Он по-прежнему не в ладах с вождением и для тренировки он использует в кабинете на рабочем месте гоночный симулятор «Test Drive Unlimited». В фильме он воспитывает сына, который благодаря усилиям Эмильена в любой момент может повторить судьбу неудачника отца. Подобный образ неуклюжего полицейского был создан еще в 1980 году комиком Колюшем в картине «Инспектор — разиня». Фредерику Дифенталю явно еще очень далеко до Колюша в умении воплощать похожих персонажей.

К сожалению, в картине не смогла сыграть очаровательная Марион Котийар, сыгравшая во всех предыдущих частях подругу таксиста Лили Бертино. В это время она снималась в роли Эдит Пиаф в биографическом фильме «Жизнь в розовом цвете» («La Vie En Rose»). И она не прогадала. За свою роль она удостоилась престижных мировых премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Но зритель, не увидевший молодую, но уже заслуженную актрису в «Такси 4″, был явно разочарован.

В очередной раз блеснул в картине Бернар Фарси, воплотивший в жизнь образ неуклюжего инспектора полиции и разработчика секретных операций Жибера. Он успешно сыграл невиданного придурка вселенского масштаба. Кроме борьбы с организованной преступностью, в «Такси 4″ он отличился также в баталиях на футбольном поле. Его игра фонтанирует задорной энергией и во многом спасает фильм от повтора предыдущих сюжетов. Как только комиссар Жибер надолго исчезает из кадра, так фильм превращается в довольно скучную последовательность набивших оскомину сцен. Интересно, что Бернару Фарси удаются не только комедийные роли. Буквально перед съемками «Такси 4″ он талантливо воплотил в жизнь заслуженного французского генерала и президента Шарля де Голля в телефильме «Большой Шарль».

Все так же интересен и самоироничен в ленте командующий южным военным округом генерал Эдмонд Бертино в исполнении Жана-Кристофа Бове. Глядя на него, не устаешь вспоминать ироничную поговорку: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется». Он умело сочетает в себе непробиваемость бравого солдата со старческим маразмом.

Шведская фотомодель и актриса Эмма Виклунд снова сыграла стильную супругу недотепы Даниэля и умелую на все руки полицейскую, владеющую приемами рукопашного боя, умом, сообразительностью и изысканной внешностью. По ходу фильма ей приходится перевоплощаться в преступницу и играть двойного агента. В фильмах Люка Бессона почти всегда задействованы экстравагантные фотомодели со всего света. Наряду с рекламой легковых автомобилей престижных марок, наличие успешных фотомоделей, является еще одной «фишкой» этого режиссера. Помимо Эммы Виклунд в его картинах появлялись бывшие фотомодели Милла Йовович, Амбер Валетта, Кейт Наута и другие.

Самого себя в фильме сыграл знаменитый французский футболист с ивуарийскими корнями Джибриль Сиссе. В реальности, так же как и в картине, летом 2006 года, когда велись съемки фильма «Такси 4″, Джибриль Сиссе подписал контракт о переходе из английского «Ливерпуля», в составе которого он стал победителем кубка Англии, Лиги чемпионов УЕФА и Суперкубка УЕФА, в марсельский «Олимпик». Перед началом съемок комедии в товарищеском матче против команды Китая, он получил открытый перелом голени. Вероятно, из-за появившегося свободного времени, терпя сильные боли, ему удалось засветиться в фильме «Такси-4″. Правда, эта роль не несет в себе ни какой смысловой нагрузки. Чувствуется, что знаменитый футболист попал в кадр по знакомству с режиссером.

Прокат картины:

Впервые художественный фильм «Такси 4″ был показан широкой зрительской аудитории во Франции и Бельгии 14 февраля 2007 года. Премьера вызвала ажиотаж во французских кинотеатрах. В первый же день комедийный боевик посмотрели 450 000 человек, из них 43 000 только в одном Париже. Всего же во Франции в период премьерного показа фильм посмотрели более четырех с половиной миллионов человек. Российские и украинские кинозрители впервые смогли увидеть эту комедию на широких экранах кинотеатров с 6 марта 2007 года. Общемировые сборы фильма составили более 65 миллионов долларов. В России картина заработала более 12 миллионов долларов. В былые годы французское кино было одним из самых популярных у советского кинозрителя. Фильм «Такси 4″ наглядно продемонстрировал неувядающую тягу наших соотечественников к французским картинам. Есть что-то общее между французскими комедиями и нашим менталитетом. В России фильм «Такси 4″ посмотрели 2 миллиона 400 тысяч кинозрителей. Это оказался второй результат в мире после Франции. Фильм оказался на девятом месте по популярности среди кинолент 2007 года в российском прокате. Такие цифры о многом говорят. На Украине картина также пользовалась успехом. Ее там увидели около 400 тысяч человек. Многие кинокритики после просмотра фильма «Такси 4″, попутав комедию с автогонками, посчитали, что сюжет о лихом марсельском таксисте и его странных друзьях исчерпан. Но другие до сих пор пребывают в ожидании продолжения. Футбольная тема, появившаяся в сюжете картины, но так и не доведенная до логического конца, может быть еще долго неисчерпаема. В начале 2013 года появилась информация о начале съемок следующего фильма на Украине. По слухам, порядка 15 миллионов евро уже поступило в бюджет картины «Такси 5″.

Сюжет:

В полицию южного французского города Марселя, где по-прежнему служат ходячий комплекс проблем Эмильен Кутан-Корбадек и его более удачливая супруга Петра, проездом в Конго привезли знаменитого бельгийского преступника Альбера ван ден Боша. Из-за большой опасности бандита, совершившего множество убийств, ограблений и иных особо тяжких преступлений, его упаковали в костюм, напоминающий скафандр, и приковали внутри железной клетки. В таких условиях не смог бы сбежать ни один даже самый матерый уголовник, обладающий феноменальными способностями фокусника Гарри Гудини. Не смог бы, если бы он не попал на попечение руководителя секретных операций чудаковатого комиссара Жибера и его, не утруждающих себя службой, преступно беспечных подопечных. Полицейские больше напоминают не стражей порядка, а сборище невероятных глупцов. Матерый террорист сумел обмануть незадачливых полицейских, выдав себя за невинную жертву обстоятельств. Он прикинулся сотрудником бельгийского посольства Фенимором Эженом Требуле, которого бандиты якобы насильно запихнули в специальный костюм и клетку, вместо настоящего преступника. Обман, возможно, не удался бы, если бы не технический кретинизм комиссара Жибера и продвинутость в знании компьютера маленьких детишек полицейского Эмильена и его друга таксиста Даниэля. Череда нелепых случайностей и обстоятельств привела к тому, что матерый преступник, снабженный одеждой из рук Эмильена и его сослуживца Алекса, оказался на свободе, а не в суровой тюрьме на жарком экваторе. За проявленную оплошность и преступную халатность Даниэля отстранили от работы. И, казалось бы, катиться ему теперь по наклонной плоскости, но тут, как всегда, ему на помощь пришел его неунывающий друг, таксист Даниэль Моралес. Он, как и прежде, гоняет по улицам Марселя на белом «Пежо-407″, подвозя опаздывающих пассажиров и даже знаменитостей, смущая радары и срывая одежду оторопевших инспекторов дорожного движения. На счастье расстроенного Эмильена, его наблюдательный друг, смог узнать место базы, где скрывается международная банда преступников. Друзья начинают операцию по уничтожению бандитской группировки. Помимо их к делу подключается жена Эмильена Петра. Удастся ли им одолеть изощренного и осторожного противника и исправить ошибки или на карьере Эмильена придется поставить жирный крест?