Terminator 3: Rise of the Machines

Терминатор 3: Восстание машин постерТема конца света – одна из самых любимых ниш среди создателей кино. Здесь можно выдумывать историю до бесконечности, завораживая зрителя и нагоняя на него ужас возможности свершения судного дня. А что, если человечеству будут угрожать современные компьютеры и боевые роботы? Интересно, эту тему необходимо развить!

Как уже стало понятно из вступления, речь пойдет о фильме «Терминатор», а точнее о его третьей части «Терминатор: Восстание машин». «Терминатор» — культовая фантастическая история о роботах-убийцах и отрядах сопротивления, сражающиеся с этими самыми «железяками». Придумал и поднял всю эту историю небезызвестный Джеймс Кэмерон – талантливый режиссер и сценарист, развивший свою работу вплоть до второй части.

2004 год. Повзрослевший Джон Коннор уверен, что теперь мировому спокойствию не угрожают ядерные бомбы и атака ополоумевших компьютерных машин. Дата апокалипсиса, названная еще во второй части, прошла и ничего не произошло. Казалось бы, нужно радоваться, ликовать и возвращаться к нормальной жизни. Но Джона Коннора до сих пор не отпускает тревога и страх. Он ведет около кочевнический образ жизни, меняя свое место обитания от моста до очередной подворотни. В свои 25 лет он выглядит ровно таким, каким он стал – бродяга, который не против принять баночку другую транквилизаторов. Но в один солнечный день его душевное равновесие вновь взбудораживает гром и молния, вызванные телепортацией из будущего пришельца – новый терминатор Т-Х в обличье красивой женщины (убийственная красота). Здесь все как обычно: нужна одежда, транспорт и очки… Т-Х прибывает в прошлое с целью уничтожения жертв, которые в будущем могут навести порядок. В этот раз их целых десять штук, в отличие от одной и двух, как в предыдущих частях. Основное действие начинается с того момента, когда новый терминатор совершенно случайно (а по другому никак) на своем пути обнаруживает Джона Коннора…

Долгожданное продолжение после двенадцатилетнего перерыва. Из «Судного дня» в новый фильм перешел только могучий Арни, тот который Шварценеггер, но лишь частично: внимательный зритель помнит, что во второй части от Т-800 (герой Шварценеггера) оставили маленький кубик, расплавив всю машину в раскаленной лаве. На экране появляется все тот же герой, но теперь это другая машина. Т-800 перемещается во времени, дабы вновь спасти парня и довести его до момента истины в целости и сохранности следом за Т-Х (ее роль исполнила скандинавская модель Кристанна Локен), которая прибыла в 2004 год с целью уничтожения Коннора и не только.

«Я вернулся»

В век Научно-технического Прогресса апокалипсис воспринимается как нечто «виртуальное» и не осязаемое. Уже давно человечество перешагнуло рубеж 2000-го года, а компьютерные системы до сих пор нормально функционируют. Конец света по версии Кемерона отменяется, а значит, что необходимо придумать свою версию финала существования человечества. И ее придумали: заметно, что придумывали наспех – в сюжете присутствует много дыр, плюс столько же в истории намеков на продолжение.

Режиссером третьей части стал Джонатан Мостоу, который успел отметиться своей работой над такими проектами, как «Авария» и «U-571». Когда Джеймсу Кэмерону в 2000-ных годах предложили занять режиссерское место третьей части, то он ответил, что он не может взяться за съемку фильма, в котором ему будет нечего рассказать зрителю. Он позиционирует себя, как рассказчика, и в каждом фильме он рассказывает историю. По его мнению история «Терминатора» была им рассказана полностью. Возможно, он просто решил отказаться от такой истории сразу после прочтения наброска сценария. Также можно сказать, что в предыдущих совместных проектах Марио Кассар и Андрю Вайна (продюсеры всех частей «Терминатора») давали режиссеру полную свободу деятельности и свободные сроки. Но теперь они решили уложить производство фильма в некоторый временной период, а этого очень не любит Кэмерон.

Интересно, что именно ответил Мостоу на предложение заняться производством такого проекта и заработать приличные кассовые сборы на общемировой любви к образам, созданные Кэмеренам. Возможно, он был рад, что ему доверили снять продолжение франшизы. Джонатан искренне утверждал, что он сумеет пронести на своих плечах продолжение великой истории, к которой даже ее создателю нечего было добавить.

По правде говоря, но отличий третий части от двух предыдущих минимальны. Можно сказать, что из-за отсутствия новых идей создатели решили вспомнить все лучшее и изящно их обыграть. Здесь и обязательное появление в сияющей временной сфере (правда в ней есть ряд не состыковок, касающихся возможности перемещения определенной «материи»; по всей видимости ее оставили, как ключевой элемент «Терминатора»), заезды на тяжелых машинах по городским улицам и замечания Терминаторов в сторону лучшего вооружения противника. Причем преподносится все это с небольшой частичкой юмора. Арнольд Шварценеггер практически не постарел и предстает перед зрителем в хорошей форме. Он по-прежнему готов спасать человечество от угроз из будущего. К сведению, Арни начал плотные тренировки за три месяца до начала съемок, дабы появится в фильме в точной такой же физической форме, в которой он был во втором «Терминаторе».

Спецэффекты

Данный раздел заслуживает отдельного разговора. Уровень спецэффектов в данном проекте возрос, а сцены погони стали намного лучше. Технологии, использующиеся для придачи зрелищности фильму шагнули настолько вперед, что в итоге весь фильм состоит только из них, однако они выполнены настолько реалистично, что просто так их заметить невозможно. В некотором смысле произошла переоценка присутствия такого рода эффектов в кино. Во второй части зритель поражался тому, как Роберт Патрик проходил сквозь решетку и сливался с клетчатым полом (к сведению, данный эффект назывался «morphing»). А теперь интерьеры – это смоделированные на компьютере текстуры, а зрелищные погони – большая работа художника.

В этом месте случается парадокс: производители повышают качество спецэффектов, но чтобы удивить ими зрителя необходима интересная история, которую нужно постараться придумать. Обидно, но Джонатан Мостоу смог показать весь талант своей съемочной группы в плане спецэффектов, но при этом утвердил на съемки крайне слабый сценарий, наполненный диалогами, характерных для компьютерной игры, а сюжет черпает не все лучшее от апокалиптических фильмов 90-ых и приближается к фильмам класса «B». Однако, не все так плохо.

Удачная идея

Как известно, в низкобюджетном «Терминаторе» образца 1984 года многие роботы из будущего были самыми обычными игрушками. Тоже самое и с грузовиком в конце – уменьшенная копия, начиненная взрывчаткой. Но смотрелось это все по другому. Если начать придираться к истории третьей части, то необходимо отметить, что в самом первом фильме ее тоже особо то и не было. Зато в руках режиссера была оригинальная и очень удачная идея, которая благодаря умениям режиссера была развита и реализована на высшем уровне. В фильме была интрига, да такая, что взгляд не получалось отвести, а все тело пронзали страх и ужас. История противостояния и отчаянной борьбы за жизнь с киборгами-убийцами поистине была сногсшибательна, а Шварценеггер в образе главного врага был потрясающе убедителен.

Во второй части вся эта интрига вовсе пропала, а вместо противостояние людей и машин зрителю показывают борьбу машины с машиной. Смотреть на это забавно, но поражение кого-то одного из роботов хоть и имеют последствия, но достаточно отдаленные. Чувства невосполнимого урона здесь отсутствовало и к истории многие относились также безразлично, как к кускам железа, из которых были сделаны основные противоборствующие стороны. Однако, лишившись своего главного козыря, «Терминатор 2» стал сенсацией в плане революционных для того времени спецэффектов.

В восстание машин создатели решили пойти тем же путем и сделали основной упор на трюковую часть. Технологии новые, идеи свежее, но за основу взяты те же автомобильные погони, яркие вспышки и обилие взрывов.

Актерская игра

Пришло время обсудить важный аспект любого фильма – актеры и их игра. «Терминатора» уже сложно представить без его главного символа – Арнольда Шварценэггера. Он единственный, кто перешел из предыдущей истории в новую. К его работе нет абсолютно никаких претензий: игра на высочайшем уровне, хотя весь фильм он лишь молчит и разрывает тишину чередой автоматной очереди (типично для Арни). Конечно, главной причиной, по которой Арнольд согласился сниматься в продолжение – финансовый вопрос. Джеймс Кэмерон не стал принимать участие в фильма (однако, его имя указано в графе «сценаристы»), по этой же причине в отказ пошел и Арнольд, но Кэмерон уговорил его принять участие в проекте, правда режиссер настоял на том, чтобы Арнольд Шварценэггер запросил крупный гонорар. В итоге Шварц так и поступил – 30 млн.долларов: пожалуй, внушительный аргумент за участие в немых сценах. Шварценнэггер крут и суров, именно на его шарме и держится весь «Терминатор 3». Его образ притягивает зрителя и никакая оцифровка или самая современная компьютерная графика не может заменить железного Арни.

К сожалению, так широко и душевно отозваться о работе Ника Сталя не получится. Пожалуй, представить Джона Коннора – задача не из легких. Зритель ожидал увидеть уверенного в своих силах и накаченного мужика, подобный его матери после событий первой части. Но в итоге он появляется в обличие неудачника и бродяги, который потихоньку сходит с ума в одиночестве. Нет, такой Коннор плохо подходит на роль лидера сопротивления армии киборгов. Остается лишь только жалеть об отсутствии Эдварда Ферлонга: он бы лучше вписался в эту роль. У него хотя бы в глазах огонек горел. Кстати, почему в третьей части роль не досталась оригинальному Джону Коннору? Существует два мнения. Первое: после дебютного успеха молодой парень смог засветиться и отметиться в ряде второстепенных ролей, но потом его карьера пошла на спад. В этой связи актер стал злоупотреблять алкоголем и запрещенными препаратами —  возможно, что продюсеры не решились брать в свой фильм неуправляемого актера. Вторая версия гласит, что Ферлонг запросил слишком большой гонорар.

Прекрасно исполнили свою роль и женская команда актрис, которые выложились на все сто. Что Клэр Дейнс в роли Кэтрин Брюстер, что восхитительная Кристанна Локен, исполнившая роль безжалостного терминатора Т-Х, восхитительно сыграли своих персонажей. К сведению: для Кристаны данная роль открыла широкие двери в царство кинематографа, и вошла она в них, пожалуй, очень хорошо.

Финал

Пора подводить итоги. Выдумки создателей хороши, но зрителю их будет постоянно мало. Первая два фильма были настоящей классикой, в свою очередь третья часть «Терминатора» остается в памяти как уважаемая классика. Приятен тот факт, что из-за отсутствия Джеймса Кэмерона фильм не скатился вниз, а все также интригует и оставляет хорошее впечатление: здесь есть и сюжетные повороты, сюрпризы и откровения. Что касается режиссуры, то Джонатан Мостоу хорошо постарался: мало того, что ему необходимо было донести до конца тяжелую ношу под названием «Терминатор», так он еще смог из простого сюжета создать добротный экшн-фильм.

Фильм производит хорошее впечатление, как энергичная картина с динамичным действием, хотя местами действие сумбурно, а диалоги, на которых были построены первые две части существенно ужаты до минималистических скетчей. И все же этот фильм сильно отличается от первых двух культовых работ Кэмерона, склоняясь в сторону самостоятельной картины. Кино оставляет хорошее впечатление после просмотра, а вписанный в сюжет юмор хорошо обыгрывает ситуацию. Остается полагать, что создатели намеренно сделали шаг в сторону нелепости ситуации, дабы расставить все по своим местам в продолжение франшизы.

«Терминатор 3: Восстание машин» — хорошее продолжение великой истории из прошлого о сражение людей с киборгами, содержащее в себе большую порцию адреналина. Долгожданное возвращение старого и полюбившегося зрителю «Терминатора».