Universal Soldier: Day of Reckoning

Oblogka_Universalnyi_soldatВ конце лета 2012 года Джон Хайамс показал скептично настроенной публике свою вторую потугу в серии фильмов об унисолах под названием «Универсальный солдат 4» (Universal Soldier: Day of Reckoning). Несмотря на критику третьей части, эффектное продолжение, казалось бы, мертвой франшизы было по достоинству оценено и экспертами, и зрителями. Как и в прошлый раз, главными звездами боевика стали Жан-Клод Ван Дамм и Дольф Лундгрен. Но теперь им обоим противостоит новый боец, роль которого исполнил мускулистый бирмингемец Скотт Эдкинс. Также к звездному трио присоединился белорусский борец Андрей Орловский, который уже снимался в предыдущем сиквеле.

Синопсис

Очередная веха в истории универсальных солдат фокусирует зрителя на небольшом жизненном отрезке некого Джона (Скотт Эдкинс), к которому ночью в дом врываются вооруженные люди в масках и жестоко убивают его жену и малолетнюю дочь. После этого до полусмерти избитый парень приходит в себя и узнает, что он пробыл в коме 9 месяцев, а за смерть его семьи должен нести ответственность разыскиваемый дезертир Люк Деверо (Жан-Клод Ван Дамм). Спотыкаясь об осколки своей памяти, главный герой пытается взять в толк происходящее вокруг. Мелкие зацепки приводят его к людям, которые знали его до фатального случая.

Но внезапно на пороге появляется неумолимый убийца по имени Магнус (Андрей Орловский). Как выясняется, это универсальный солдат нового поколения, которому ввели в кровь мощный препарат, нейтрализирующий действие правительственного чипа. По ходу разгадывания головоломки Джону придется столкнуться еще не с одним подобным противником, проложив себе кровавый путь к логову злейшего врага. Ищущему правду бойцу будут жестко противостоять отряды универсальных солдат, которыми успешно командуют Люк Деверо и Эндрю Скотт (Дольф Лундгрен). Непримиримые в прошлом враги на этот раз объединили свои силы для создания сверхармии, целью которой станет полный захват контроля над страной.

История создания

Негласное знакомство между Джоном Хайамсом и Ван Даммом состоялось в 1993 году, когда его отец, Питер Хайамс, снимал фантастическую ленту «Патруль времени». Известный бельгиец там играл главную роль и после сверхуспешных фильмов «Кровавый спорт» (1988) и «Универсальный солдат» (1992) приковывал к себе нешуточное внимание со стороны прессы. Затем была «Внезапная смерть», которую также режиссировал Питер Хайамс, после чего молодой и перспективный Джон стал закоренелым фанатом Ван Дамма. Тогда парень пообещал себе, что когда-нибудь наступит день, и он самостоятельно снимет блокбастер с участием культовых «унисолов». Годы шли, Джон Хайамс больше не пересекался с Жан-Клодом, который, в свою очередь, ощутимо постарел, попутно приняв участие в малоуспешном сиквеле «Универсальный солдат 2: Возвращение». Хайамс младший сперва увлекался скульптурой и документальным кино, после чего решил использовать свой опыт в создании художественных фильмов. И больше всего Джону понравилось экранизировать рукопашные бои. К 2008 году в арсенале режиссера уже был жесткий документальный фильм о боях без правил «Крушащая машина» (2002), как вдруг ему позвонил известный продюсер Моше Дайамант и попросил прочесть сценарий, который он сбросил Джону на электронную почту.

Дайамант продюсировал множество фильмов, среди которых было немало проектов с Ван Даммом: «Двойной удар» (1991), «Трудная мишень» (1993), «Патруль времени» (1994), «Внезапная смерть» (1995), «В поисках приключений» (1996) и др. Будучи в хороших отношениях с Жан-Клодом и Лундгреном, Моше заказал сценарий для продолжения культовой франшизы об универсальных солдатах и, не ожидая согласия актеров, дал его на пробу Хайамсу. «Прочти сценарий, после чего позвони Ван Дамму и Дольфу. Скажи им, что ты думаешь об этом» — попросил продюсер. Это был остов фильма «Универсальный солдат 3: Возрождение», правда, тогда проект носил несколько иное название и был еще сырым. Но идея режиссеру сразу понравилась, и оба «универсальных солдата» согласились сняться в продолжении дилогии. Времени для работы было мало, остро не хватало денежных средств. В итоге лента вышла не столь гармоничной, как бы этого хотелось Хайамсу. Многие фанаты классической задумки остались недовольны такой реализацией, назвав релиз реквиемом для «Универсального солдата». Но создатели не унывали, веря в светлое будущее своего детища. Джон Хайамс трудился над новой попыткой реинкарнации звездного боевика. На этот раз он более рационально распределил 8-миллионный бюджет фильма, выделив чисто на создание продукта $ 3,6 млн. (остаток денег пошел на гонорары, оплату авторских прав и т.п.).

«Красная палка»

В качестве основной локации для съемок был выбран штат Луизиана (США), в районе города Батон-Руж. Место это примечательно развитой транспортной инфраструктурой, ведь населенный пункт издавна стоит на реке Миссисипи. Эта заболоченная местность некогда активно использовалась индейцами, которые помечали границы своих территорий окровавленными деревьями. А так как первыми поселенцами здесь были французы, которые увидели на берегу подобным образом «раскрашенный» кипарис, то заставу нарекли «Батон-Руж», то есть «красная палка». Уклад города как нельзя кстати дополняет творческий замысел Джона Хайамса, который самостоятельно внес свою лепту в написание сценария к четвертой части «Универсального солдата». По сюжету фильма в центре внимания оказывается некий загадочный груз, который должен был забрать со склада главный герой. Как потом выясняется, по реке переправляют множество контейнеров для неизвестных получателей. Есть даже сцены, в которых персонаж Скотта Эдкинса плывет по Миссисипи на моторной лодке. Да и партизанская база, которую контролируют силы Люка Деверо, находится где-то в лесу, у реки. Нужно отметить, что Батон-Руж – место весьма популярное среди киношников. Здесь снимали такие кассовые фильмы, как «Рэй» (2004), «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (2011), «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» (2011) и «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (2012), «Морской бой» (2012), «Обливион» (2013). Не в новизну работать здесь было и Ван Дамму – в 90-х на территории Батон-Руж велись съемки ленты «Трудная мишень». Также годом ранее Хайамс снял тут еще один фильм с участием Жан-Клода – боевик «Глаза дракона».

Супермен против Халка

Вскоре после премьеры уже стало ясно, что значительная часть зрителей сочла работу Хайамса слишком жесткой и кровавой. Но на это у режиссера есть свой ответ, так как намеренная жесткость картинки является неотъемлемым атрибутом развернувшейся на экране схватки. Как выразился в одном из интервью сам автор картины, это как драка между супергероями комиксов вроде Супермена или Халка. «Если бы эти ребята вдруг затеяли бой, – говорит Хайамс – то в ход пошло бы все». По его мнению, в такой ситуации не нужно чем-то гнушаться: хруст костей, фонтаны крови и ошметки мозгов, подобно словам из песни, убрать без ущерба для конечного продукта просто не удастся. Именно поэтому вся концепция зрелищности была основана на лучших традициях классических боевиков эпохи девяностых в купе с привлечением качественно новых актеров. При этом кандидаты подбирались с таким прицелом, чтобы они смогли успешно заменить родоначальников «унисоловского» образа, став новым лицом незыблемой истории. Одним из фаворитов, на которых сделал ставку директор картины, стал Андрей Орловский. Исполинского вида парень отлично справился со своей задачей, сперва истребляя дезертировавших солдат, а после, уже в лице антагониста, расправляясь с главным героем. С Орловским, в частности, связан один интересный случай. Когда репортеры спросили у Андрея, как ему работалось с Жан-Клодом Ван Даммом, то он прямолинейно ответил, что актер постоянно навязывал ему свое учительство. По словам белоруса, именитый кикбоксер даже во время обеденных перерывов пытался демонстрировать ему всякие приемы. Как-то раз Ван Дамм так увлекся, что испачкал обувью куртку Орловского. В ответ на это борец лишь вежливо пригрозил звезде, что если он еще хоть раз так сделает, то ему придется за это крепко ответить.

Вторым ключевым бойцом, на игре которого в основном и держится сюжет «Universal Soldier: Day of Reckoning», является абсолютный новичок в рядах универсальных солдат по имени Скотт Эдкинс. Британец на тот момент уже успел заработать отличную репутацию актера, владеющего восточными единоборствами. При этом Эдкинс всегда настолько серьезно относился к съемкам, что не только повсеместно пренебрегал услугами дублеров, но и почти всегда выполнял трюки с первого дубля. Ввиду тотальной экономии денег, Джону Хайамсу такой подход сразу пришелся по вкусу. В итоге актера даже пришлось просить проделывать удары и прыжки по несколько раз, дабы просто заполнить съемочное время, так как его темп ощутимо опережал общий график работ. К слову, весь материал был отснят за ничтожные 42 дня, что колоссально мало, как для такого серьезного боевика. И это при том, что за 6 недель до начала съемок Скотт порвал связки под коленом, и его движения были ограничены травмой. В сценарий даже пришлось срочно добавить такой нюанс, как хромота главного героя. В результате все начало фильма персонаж Эдкинса проходил с тростью. Из-за этого также пришлось серьезно подкорректировать финальный бой между ним и Люком Деверо. Постановщикам пришлось убрать из планов слишком сложные комбинации и опасные моменты. После окончания работ над проектом, в декабре 2011 года, актеру сделали операцию, удачно устранив повреждение.

Стоит лишь добавить, что во время съемок между Скоттом, Лундгреном и Ван Даммом установились весьма теплые дружеские отношения. В отличие от профессионального борца Орловского, Эдкинс оказался более благодарным учеником, так как в большей степени он актер, нежели спортсмен. По рассказам «нового универсального солдата», когда он был подростком, его мать не на шутку была обеспокоена «правильностью» сексуальной ориентации сына. «У моих сверстников – объяснял актер – на стенах в спальне висели постеры с полуголыми барышнями, в то время как я окружил себя плакатами с Жан-Клодом Ван Даммом». Не лукавя, Эдкинс честно признался, что был очень счастлив работать на съемочной площадке вместе со своими кумирами. Интересно и то, что это не Джон Хайамс нашел самородка Эдкинса, а совсем наоборот. По словам режиссера, он до этого никогда не виделся со Скоттом. Как-то пару раз он просматривал различные видео с участием актера, но потом, после выхода на экраны третьей части «Универсального солдата», британец сам связался с Джоном. «Он написал мне на Facebook, что ему очень понравился мой фильм, и он хотел бы как-то поработать со мной» — рассказывал потом Хайамс журналистам. Как выяснилось, у Джона и Скотта было много общих знакомых, актер поведал, что тоже снимался в Болгарии, где проходили съемки фильма «Универсальный солдат 3: Возрождение». После этого режиссер получил от новоиспеченного друга DVD с «Неоспоримым 3» и был попросту поражен его работой. По исходу переговоров Эдкинс надеялся получить какую-то маленькую работу в грядущем боевике Хайамса, но вместо этого был ошеломлен, узнав, что ему уготована главная роль в новой части «Универсального солдата».

Другие интересные факты

«Универсальный солдат 4» стал первым фильмом серии, который вышел на экраны в формате 3D. Даже в «плоском» варианте, присмотревшись, можно безошибочно определить прицел на просмотр в двуцветных очках. Это, прежде всего, касается обилия сквозных ранений в голову и специфических ракурсов как во время сражений, так и в процессе автомобильной погони. Сами же актеры не очень лестно высказывались о нововведении. Так Скотт Эдкинс пожаловался журналистам, что ему пришлось серьезно подстраиваться под особенности съемок в 3D. Если в обычной ситуации зрителям видно, что бойцы контактируют во время ударов даже при не очень жестком спарринге, то в условиях объемной картинки расстояние между кулаком и челюстью следует серьезно сокращать. «Это бывало весьма опасным, особенно если учесть, что мы свирепо размахивали топорами и бейсбольными битами друг у друга перед носом» — поделился впечатлениями Эдкинс. Как и в предыдущей части, в «Дне расплаты» снялся Кристофер Ван Варенберг. Это родной сын Жан-Клода Ван Дамма. Его персонаж – ассистент профессора, лечащего унисолов, по имени Майлс. Занятно, что в большом кино парень дебютировал еще в 1992 году, когда в прокат вышел оригинальный «Универсальный солдат». 4-летний Крис тогда удачно исполнил роль маленького Люка Деверо, что было весьма символично.

Следует также отметить, что Джон Хайамс убрал из сценария все упоминания о необходимости отдыха унисолов в ледовых ваннах. Он с уверенностью заявил, что больше этого не будет, так как эволюция универсальных солдат получила новый виток. На примере персонажа Андрея Орловского было показано, что в наши дни агенты правительства находятся в некой спячке, живя обычной унылой жизнью, например рядового водопроводчика. С каждым из солдат поддерживается незримый контакт, и когда возникает необходимость в их участии, им посылаются импульсные сообщения приказного характера.

Не обошлось в четвертом «унисоле» и без киноляпов. Упустив все малозначимые просчеты, бесспорного внимания заслуживает лишь сцена, где Джон продвигается сквозь заслоны недругов на подземной базе универсальных солдат. В определенный момент кровоточащее отверстие в его черепе неожиданно меняет свое положение, переместившись на противоположный край лобной части. Но уже через минуту как ни в чем не бывало рана «возвращается» на свое прежнее место.