LUV

Oblogka_Urok_ot_diadiПервый действительно крупный режиссерский проект Шелдона Кэндиса посвящен афроамериканской субкультуре Балтимора. Известный своими актерскими работами в телесериалах «8 простых правил для друга моей дочери-подростка» и «В Филадельфии всегда солнечно», Кэндис всегда был увлечен режиссурой. Несколько короткометражных работ, первая из которых создана им в две тысячи втором году, не принесли Шелдону особой популярности, хотя и способствовали его узнаваемости в среде кинопроизводителей. Созданию инди-драмы начинающий режиссер посвятил несколько лет, результатом которых стал «Урок от дяди Винсента», вошедший в число номинантов премии фестиваля Санденс в две тысячи двенадцатом году. Утром, в восемь часов шестнадцать минут, начнется самый длинный день в жизни одиннадцатилетнего Вуди. Его дядя, в прошлом связанный с наркоторговлей, решает дать парню уроки настоящей жизни в Балтиморе. Парень научится водить машину, стрелять из пистолета и лично познакомится с образом жизни «крутых парней». Идеальный образ дяди Винсента – настоящего мужчины по мнению Вуди – с каждым новым уроком все более и более меркнет, обнажая истинный облик гангстера.

Создатели проекта

Для Шелдона Кэндиса, родившегося в Балтиморе (штат Мэриленд), на улицах которого прошла половина его детства, кинопроект стал во многом автобиографичным. Идея фильма возникла у Шелдона в самом начале его карьеры в кино – в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году, но к ее реализации он смог приступить только в две тысячи третьем. Сценарий будущей драмы создавался Кэндисом в соавторстве с Джастином Уилсоном, с которым они прежде работали над короткометражными фильмами. С момента начала создания сценария «Урок от дяди Винсента», Кэндис искал возможности снять картину, проводя переговоры с продюсерами, актерами и независимыми киностудиями.

В составе продюсеров инди-драмы LUV (название фильма «Урок от дяди Винсента» в американском прокате) семь человек, причем большинство из них – новички в области продюсирования. Джейсон Берман, выступивший продюсером фильма, объяснил свой интерес к кинопроекту тем, что образы, изображенные в сценарии, оказались для него очень и очень близкими. Джейсон, как и Кэндис, рос в Балтиморе, поэтому идея создания драмы об этом городе ему импонировала. Особенно его привлекла взаимосвязь между персонажами картины – подростком Вуди и его дядей Винсентом, решившим дать племяннику «уличное образование». Среди продюсеров «Урока от дяди Винсента» особо выделяется рэпер Common, также исполнивший главную роль в кинодраме.

Музыкальное оформление фильма выполнил португалец Нуну Малу, ранее работавший над композициями для нескольких малоизвестных широкой публике картин, в том числе комедийного боевика «Искусство кражи» Леонэля Виейра. Картина производилась начинающими студиями независимого кино, среди которых Hollywood Studios International, Gordon Bijelonic / Datari Turner Films, Rival Pictures, TideRock Films и LUV Films 5. Дистрибьютор фильма на территории США – Indomina Releasing.

Актеры и роли

Несмотря на тот факт, что режиссер Шелдон Кэндис выступил в роли дебютанта в большом кино, среди актерского состава фильма LUV есть несколько звездных имен. Очевидно, этому способствовали документальные короткометражки Кэндиса The Dwelling и The Walk, а также вирусные интернет-ролики, созданные начинающим режиссером для супругов Гейтс и английского граффити-художника Бэнкси. В интервью Film Independent Кэндис сообщил, что подбор окончательного актерского состава занял порядка пяти лет. Джейсон Берман описал происходящее так: «Кастинг напоминал бег по кругу – мы с Шелдоном вели переговоры сначала с одними актерами, затем обращались к следующим, следом вновь возвращались к первым».

Роль дяди Винсента исполнил Лонни Рашид Линн младший, популярный в США рэпер со сценическим псевдонимом Common. В глазах племянника его персонаж безупречен – идеально скроенный костюм, модные туфли и роскошный черный мерседес. И дядя ведет себя под стать идеальному образу, во всяком случае, первые несколько часов нахождения парня в его обществе – до тех пор, пока обстоятельства не вынуждают Винсента обратиться к бывшему боссу…

На Коммона Шелдон Кэндис, режиссер «Урока от дяди Винсента», делал основную ставку в своей дебютной работе – певец был опытным и известным актером, принимавшим участие в блокбастерах «Гангстер» Ридли Скотта и «Терминатор: Да придет спаситель» МакДжи. Он дважды отправлял сценарий агенту рэп-исполнителя, приглашая певца на главную роль в своем фильме – в две тысячи девятом и в две тысячи одиннадцатом году. Первая попытка привлечь рэпера оказалась неудачной, поскольку проект еще был «сырой» и большинство ролей второго плана оставались незанятыми. Практически завершив кастинг, Кэндис повторил попытку, действуя через продюсеров, знакомых с агентом исполнителя – на этот раз Common согласился. Правда, режиссеру пришлось немедленно вылететь из Балтимора в Филадельфию – долгожданную встречу с актером на главную роль его агент назначил на половину первого ночи.

После выхода фильма LUV в американский прокат, Коммон сообщил журналистам, что сюжет инди-драмы Кэндиса ему понравился сразу. Рэпер считает, что образы в независимом кино более глубокие (буквально с его слов – «выпуклые»), чем в крупнобюджетных проектах Голливуда. Поиски актера, которому производители кинокартины могли бы с уверенностью поручить исполнение роли Вуди, племянника Винсента, оказались очень сложными. По признанию режиссера фильма, опыт проведения серии безуспешных кастингов легко позволит ему выпустить полноценный документальный фильм под названием «В поисках Вуди». Просмотры юных актеров в Лос-Анжелесе, Чикаго, Атланте, Балтиморе и Нью-Йорке (на последний Кэндис особенно рассчитывал) завершились одинаково – ничем. Режиссера-дебютанта особенно тяготил тот факт, что по плану работы над картиной первый съемочный день должен был состояться уже через три недели, а роль главного героя по-прежнему пустует. Звонок от сопродюсера Шона Бэнкса, в котором тот сообщил, что у него есть ребенка на роль Вуди, Шелдон Кэндис воспринял с мрачной иронией: «если даже в Нью-Йорке нет подходящего парня, то как тебе его удалось найти?!». И все же Бэнкс оказался прав – он нашел идеального кандидата вне кастинга.

На роль Вуди производители выбрали десятилетнего Майкла Рейни младшего. На счету юного актера к моменту съемок в драматическом проекте Кэндиса была одна кинороль – в итальянском фильме «Другой мир» (ит. Un altro mondo) Сильвио Муччино. Для участия в драме Муччино девятилетний Майкл был вынужден изучать итальянский язык, проведя для этого полгода в Риме. Режиссер инди-драмы LUV заметил, что степень владения итальянским Майкла Рейни в образе девятилетнего Чарли из «Другого мира», оказала на него глубокое впечатление – Шелдон посмотрел этот фильм, пока возвращался из Нью-Йорка в Балтимор автобусом. Школьник Вуди живет вместе с бабушкой. Его мать, по которой парень сильно скучает, проходит лечение от наркотической зависимости в реабилитационном центре штата Северная Каролина. Вуди хочет увидеть мать – дядя Винсент обещает ребенку, что обязательно отвезет его, как только уладит некоторые дела.

Среди актеров на второстепенных ролях в фильме LUV наиболее заметны:

  • Дэнни Гловер – голливудская звезда, герой киносерии «Смертельное оружие» Ричарда Доннера наряду с Мэлом Гибсоном, сериалов «Скорая помощь» и «Грабь награбленное». В картине LUV Дэнни сыграл Артура, брата главы наркоторговцев Балтимора;
  • Деннис Хейсберт, снимавшийся в блокбастерах «Схватка» Майкла Манна и «Тринадцатый этаж» Йозефа Руснака. Его роль в «Уроке от дяди Винсента» наиболее заметна, ведь Дэннис создал образ мистера Фиша, в прошлом босса Винсента, целью которого стало уничтожение бывшего исполнителя;
  • Чарльз Стэнли Даттон, сыгравший в инди-драме гангстера, в прошлом напарника дяди Винсента. Даттон известен своими ролями в блокбастерах «Чужой 3» Дэвида Финча и «Тайное окно» Дэвида Кемпа;
  • Майкл Кеннет Уильямс и Рассел Хорнсби, исполнители ролей напарников-детективов Холловея и Пратта. Российские зрители знают Уильямса по сериалу «Подпольная империя», а Хорнсби – по сериалу «Гримм».

Съемки картины

Работа над съемками картины заняла чуть менее трех недель в апреле две тысячи одиннадцатого года. Сцены ставились в Балтиморе, штат Мериленд (США). Операторы вели съемку на цифровую камеру RED Mysterium-X с объективом, оснащенным антропоморфными линзами Hawk B. До конца две тысячи одиннадцатого года производители драмы во главе с Кэндисом осуществляли ее пост-продакшен. Из-за сцен насилия, появления в кадре неких препаратов, называемых наркотическими, в США фильму LUV был присвоен рейтинг «R».

Интересные факты

  • Шелдон Кэндис создавал образ дяди Винсента, основываясь на воспоминаниях из своего детства. В девятилетнем возрасте он познакомился с его дядей Верноном, наркоторговцем – «все знали, чем мой дядя занимается. У него была хорошая машина, большой дом, при этом никто не видел, чтобы он когда-нибудь ходил на работу».
  • В эпизодических ролях «Урока от дяди Винсента» заняты близкие родственники Кэндиса – его мать, отец, отчим, бабушка и дядя, два кузена и три тети. Две сцены в фильме режиссер поставил на территории возле здания Park Heights, где он часто бывал в детстве.
  • Чарльз Даттон согласился на участие в проекте Кэндиса по одной причине – в юности он был близко знаком с Верноном Коллинзом, дядей режиссера. Как и Шелдон, Чарльз – уроженец Балтимора, живший далеко не в благополучном районе и неоднократно попадавший в переделки. Актер признался Кэндису, что им с его дядей приходилось даже вместе сидеть в тюрьме.
  • LUV – название, под которым драма находилась в американском прокате, представляет собой акроним двойственного значения. С одной стороны «luv» происходит от слова «love» — «любовь». В англоязычном интернет-сообществе LUV подразумевает не буквально любовь, но близкую привязанность к кому-то или чему-то. Режиссерская версия расшифровки этого акронима – «Learning Uncle Vincent», что переводится как «Обучает дядя Винсент», по сути это и есть «Урок от дяди Винсента».

Итоги кинопроката и мнение критиков

Премьера кинофильма LUV состоялась двадцать третьего января две тысячи двенадцатого года в Парк-сити, штат Юта, во время ежегодного кинофестиваля «Санденс». Следующий закрытый показ картины прошел в апреле две тысячи двенадцатого на фестивале кино в Нэшвилле, штат Теннеси. В этом же году «Урок от дяди Винсента» вошел в программу международного кинофестиваля в Сан-Франциско и демонстрировался публике двадцать восьмого апреля. Летом создатели картины привезли ее во Францию, на кинофестиваль «Елисейские поля», ее показ прошел девятого июня. Восемнадцатого января две тысячи тринадцатого года, спустя практически год после премьеры на Sundance, дебютный фильм Шелдона Кэндиса вышел в ограниченный прокат в США. За двадцать восемь дней проката в сорока пяти кинотеатрах картина собрала кассу в сто пятьдесят шесть тысяч девятьсот девяносто шесть американских долларов. Поскольку бюджет фильма не разглашался производителями, судить о том, был ли проект финансово успешным, невозможно. Кинокритики оценили LUV так: несмотря на интересные моменты, присутствующие в сюжетной линии, в целом развитие событий, включая финальную сцену, предсказуемо. По мнению некоторых критиков, рэпер Common не подходит на роль дяди Винсента – да, он стал отличным актером за свою кинокарьеру, но полноценно воплотить на экране образ двуличного гангстера ему не удалось.

Зрительская аудитория США приняла дебютную работу Кэндиса в целом положительно. Рейтинг картины на Rotten Tomatoes – 3,6 баллов из возможных пяти, в оценке участвовала одна тысяча четыреста восемьдесят три пользователя. Европейцы, далекие от балтиморских жизненных коллизий, отнеслись к «Уроку от дяди Винсента» более прохладно – пять целых шесть десятых баллов из десяти максимальных на IMDb, присвоенные по итогам голосования одной тысячи сорока зрителей. В отзывах представителей европейской аудитории часто упоминается недостаточная детализация сценария LUV, присутствие шаблонных моментов, характерных для гангстерских боевиков Голливуда. Российский зритель, в своем большинстве, с работой Шелдона Кэндиса не знаком – официального релиза фильма в отечественном кинопрокате не было. И все же некоторым удалось посмотреть инди-драму, о чем свидетельствуют данные тематических ресурсов Рунета.