Vanilla Sky

Картина «Ванильное небо», вышедшая на экраны в две тысячи первом году — это невероятная смесь фантастики, мелодрамы и детективного триллера. Является американским ремейком испанского фильма «Открой глаза», выпущенного четырьмя годами ранее. Авторами оригинального сценария являются Алехандро Аменабар и Матео Хиль, которые были приглашены и для голливудской версии. Вместе с ними над сценарием работал Кэмерон Кроу («Оскар» за фильм «Почти знаменит»), который также стал сопрюдюсером и режиссером картины. Название фильма является отсылкой к пейзажу «Vanilla Sky» («Ванильное небо») Клода Моне. Эта картина имеется в домашней коллекции состоятельного главного героя фильма Дэвида Эймса, и является одной из самых его любимых. В роли продюсеров также выступили исполнитель главной роли Том Круз и Пола Вагнер, известная участием в таких проектах, как «Миссия невыполнима 1-2», «Последний самурай», «Война миров». Помимо Круза, в актерский состав входят Пенелопа Крус и Кэмерон Диаз. Если внимательно присмотреться, то можно заметить забавное совпадение фамилий и имен основной «четверки» — режиссера и трех основных актеров. Не стоит забывать и о других участниках кинофильма, довольно известных в голливудском кинематографе – Курте Расселе и Джейсоне Ли. Они сыграли второстепенных персонажей, но в тоже время очень важных, как для сюжета, так и для главного героя. Премьера фильма прошла десятого декабря две тысячи первого года. Российские зрители увидели его спустя четыре недели, в конце января уже следующего года. В бюджет фильма было заложено шестьдесят восемь миллионов долларов, и еще около тридцати пошло на рекламу и продвижение фильма. В итоге, за несколько недель проката, «Ванильное небо» собрало чуть более двухсот миллионов. Результат не самый удачный, но надо заметить – это сложное кино, для искушенных зрителей, предпочитающих сюжет «понавороченнее и позакрученнее». А процент такой публики на фоне остальной массы, как известно, невелик.

Производство:

Основные съемки прошли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, с ноября двухтысячного года по середину марта следующего. В производстве было задействовано шесть киностудий, в числе которых «Paramount Pictures» и «Wagner Production», а также восемь студий специальных визуальных эффектов, среди них и голливудская «Cinesite» («Титаник», «Адвокат дьявола», «Гаттака» и десятки других).

Одной из самых эффектных сцен является та, в которой Дэвид Эймс, выехав из дома, замечает вокруг полное безлюдье. Даже на Таймс-сквере он не встретил ни одного человека. Вопреки предположениям – это не компьютерная графика, а реальный квартал. Для съемок было получено беспрецедентное разрешение властей на закрытие всего района Таймс-сквер  и прилегающих кварталов на целое воскресенье – двенадцатого ноября двухтысячного года.

Картина прямо-таки пестрит всевозможными отсылками к различным книгам, песням, картинам, деятелям и прочим проявлениям культуры. Так, в спальне Дэвида Эймса висит рекламный плакат фильма «Жюль и Джим» от режиссера Франсуа Трюффо. Главная героиня картины ехала на авто с любовником и направила его прямо в пропасть с моста – одна из деталей сюжета «Ванильного неба». Мелькнули также кадры из фильма шестидесятых годов «Убить пересмешника», любимого фильма режиссера. Огромный портрет отца Дэвида – это потрет американского художника Роберта Раушенберга. Само название фильма – это название одной из известных работ французского художника, основателя импрессионизма – Клода Моне. Режиссер Кэмерон Кроу заявил в одном из интервью, что всего в «Ванильном небе» можно найти четыреста двадцать восемь отсылок.

Внимательный зритель также может заметить появление, хоть и минутное, в фильме видного представителя Голливудского кинематографа – Стивена Спилберга. Он присутствует на дне рождения главного персонажа в одной из своих известных бейсболок. Известно, что во время съемок «Ванильного неба» Спилберг вел переговоры с Томом Крузом о новом фильме «Особое мнение», вышедшем спустя год. Помимо Спилберга режиссер Кэмерон Кроу совместно с Крузом пытались уговорить появиться в картине легендарного американского режиссера Билли Уайлдера, но тот отказался.

Уже на фазе постпродакшна, выпускающая студия в ультимативной форме попросила Кроу вырезать кадры с печально известными Башнями Близнецами Всемирного Торгового центра. Режиссер не пошел на уступки и оставил все как есть.

В ролях:

Главный герой Дэвид Эймс «достался» Тому Крузу, выступающему и как сопродюсер «Ванильного неба». Наследник богатого отца, который оставил единственному сыну контрольные пакеты акций четырех успешных журналов. Дэвид живет в роскоши и считает, что так будет всегда, относится к этому как к данности. Помимо финансовых возможностей, обладающий и завидной внешностью, молодой человек не имеет проблем с женским вниманием. Он даже отбивает девушку у своего лучшего друга Брайна. А тот прощает Дэвиду такое неджентльменское поведение, так как поставил на дружбу, а не на связь с роковой красоткой Джули.

Многие критики отмечали, что в фильме сквозит явное и неприкрытое самолюбование Тома Круза, этакий нарциссизм. Возразить им можно хотя бы тем фактом, что именно так и должен вести себя персонаж картины – богатый, юный, сразу получивший в свои руки «ключи от всех дверей», без каких-либо усилий. У него все удается, все получается, у него лучшие машины и девушки – очень многие в таких же условиях грешили бы «нарциссизмом». Как бы то ни было, своего персонажа Круз честно отыграл до последней секунды, успев примерить на себя и маску плейбоя, безнадежно влюбленного, изуродованного мученика и самую настоящую латексную маску, оставляющую возможность передачи эмоций лишь глазами.

За участие в фильме актер получил гонорар в двадцать миллионов долларов, плюс треть от прибыли проката. В две тысячи втором году он также выиграл премию «Сатурн» за роль в «Ванильном небе». Примечательно, что именно на съемках этого фильма Том Круз узнал, что его жена Николь Кидман подала на развод. А будущая жена, на которой он женится через несколько лет, промелькнет в одной из сцен фильма на рекламном щите.

Пенелопа Крус в роли Софьи Серрано стала тем самым «камнем преткновения» для плейбоя Эймса. Именно после встречи с ней начинают происходить события, повлекшие за собой все глобальные изменения в жизни молодого человека. Как известно, «Ванильное небо» стало ремейком на фильм «Открой глаза». Пенелопа Крус и там сыграла главную героиню Софию. Так молодая оскароносная испанская актриса изобразила того же самого персонажа, имея в запасе прошлый опыт и «наработки». Кстати, ее запоминающаяся фраза «Я отвечу в следующей жизни, когда мы станем кошками» была случайно сказана уставшей и задумавшейся актрисой во время разговора с Кэмероном Кроу. За свое участие Крус получила самый маленький гонорар (два миллиона долларов), по сравнению с остальными именитыми коллегами.

Джули Джиани, ту самую девушку, которую Дэвид отбил у лучшего друга, а потом не знал, как от нее отделаться, сыграла Кэмерон Диаз. На роль Джули рассматривались также кандидатуры Мэгги Джиленхол («Темный рыцарь», «Улыбка Мона Лизы») и Кэйт Хадсон («Почти знаменит», «Четыре пера»). Последняя, однако, сразу отвергла предложение, прочитав сценарий. Многие критики, даже из числа тех, кто в целом остался недоволен картиной, отмечали игру Кэмерон. У нее вышел очень реалистичный образ сталкера, человека повсюду преследующего объект своего обожания, которым выступает в данном случае Дэвид. В некоторых сценах ее близкие к сумасшествию смех и взгляд по настоящему пугают, вместе с правильно подобранным звуковым сопровождением вызывая те самые «мурашки по коже». Девушка в фильме предстала не только в амплуа актрисы, но и приложила руку к саундтреку «Ванильного неба», записав композицию «I Fall Apart» («Я разбилась»), исполнителем которой в титрах была указана ее героиня Джули Джиани.

Еще один важный персонаж – психолог Дэвида, который старался помочь парню и вызволить его из тюрьмы, доктор МакКейб. На роль МакКейба претендовали Харрисон Форд, Алек Болдуин и Майкл Китон. Однако досталась она Курту Расселу, который согласился, даже не читая сценария. Имя персонажа было взято из названия музыкального альбома («Жизнь в магазине гитар МакКейба») композитора «Ванильного неба».

Кассовые сборы:

«Ванильное небо» дебютировало четырнадцатого декабря две тысячи первого года под номером один в прокате США. За первый уик-энд удалось собрать двадцать пять миллионов. Общий же валовой доход в Северной Америке составил чуть более ста миллионов долларов. И немногим больше было заработано в мировом прокате, что в сумме обеспечило сборы в двести три миллиона. Если учесть, что бюджет картины, с учетом маркетинга, составляет девяносто пять миллионов, то прибыль не самая впечатляющая. Стоит отметить, что около половины бюджета пошло на гонорары именитым актерам. С другой стороны, если бы не они и их игра, фильм вообще имел все шансы провалиться в прокате.

Музыкальное сопровождение:

В качестве композитора «Ванильного неба» выступала Нэнси Уилсон – жена Кэмерона Кроу, уже работавшая с мужем в одном из его лучших проектов – «Почти знаменит». Всего для фильма было написано, по неофициальным данным – сорок одна композиция. В официальный же саундтрек вошло только семнадцать. Среди них есть песня, записанная исполнительницей одной из главных ролей Кэмерон Диаз, а также работа Пола МакКартни «Ванильное небо», номинированная на «Оскар» как лучшая песня к фильму.

По заявлениям многих критиков, именно благодаря своей эклектичной составляющей, то есть очень разнородной, включающей совершенно разные стили музыки, фильм и стал культовым. По крайней мере, это одна из первых причин.

Критика:

Реакция критиков на «Ванильное небо» Кэмерона Кроу довольно неоднозначна. На сайтах Rotten Tomatoes и Metacritic картина имеет рейтинг ниже среднего – сорок процентов на первом (на основе двухсот отзывов) и сорок пять из ста на втором (всего тридцать отзывов).

Роджер Эберт в своем обзоре дал фильму три звезды из четырех, посоветовав зрителям, прежде чем приступать к анализу фильма, выждать немного и посмотреть его повторно, благодаря чему откроется что-то новое, что раньше даже не попадалось в поле зрения. Его коллега Ричард Рупер определил «Ванильное небо» как второй лучший фильм две тысячи первого года.

Более противоречивый отзыв оставило издание «Нью-Йорк Таймс», сначала заявив, что это очень интересный мелодраматичный фантастический триллер, однако потом написав, что фильм из-за двух самых излюбленных «высоких» идей Голливуда – познание жизни и сон наяву, становится деорганизованным и абстрактным, отстраненным.

Интернет-издание Salon.com также оставила отрицательный отзыв, назвав «Ванильное небо» — «агрессивно настроенной к зрителю головоломкой из якобы глубоких тем». Питер Брэдшоу и Гарет Вон из «Гардиан» сравнили картину с испанским оригиналом, оценив второй гораздо выше, назвав его более своеобразным, нежели ремейк. А «Ванильное небо», по их словам – открытое самолюбование и нарциссизм себя как звезды, со стороны Тома Круза.

Интересные факты:

  • В начале фильма в полусне Дэвид слышит шепот на испанском «Абре лос охос». В переводе это «Открой глаза». Именно такое название имеет оригинальный фильм, ремейком которого и стало «Ванильное небо».
  • В ночном клубе, Дэвид прерывает разговор Софьи  с другим парнем. Этого человека сыграл Уильям Мапотер – двоюродный брат Тома Круза.
  • В первых сценах фильма, когда герой находится в безлюдном Таймс-сквере, на большом рекламном щите мигают фотографии Кэти Холмс на обложке журнала. Через несколько лет Холмс выйдет замуж за Тома Круза.
  • Когда Дэвид выходит из машины на Таймс-сквер, на огромном экране позади него можно увидеть кадры из фильма «Сумеречная Зона: Игры теней». По сюжету, осужденный на смертную казнь пытается убедить всех, что все они – лишь его повторяющийся раз за разом сон, кошмар.
  • В сценах интервью Дэвида со своим психологом, доктором МакКейбом, на доске, висящей позади стола, можно увидеть слово DREAM («Сон»).
  • День рождения героя Дэвида Эймса – двадцать второе сентября шестьдесят восьмого года. В этот день наблюдалось полное солнечное затмение, длившееся около минуты.
  • Последняя музыкальная композиция в фильме – в сцене на крыше небоскреба, называется «The Nothing Song» («Песня ничего»). Ее исполнила исландская группа «Сигур Рос». В нарезке случайных кадров, пробегающих перед глазами у Дэвида, присутствует фотография коллектива.