Wasabi

titul_WasabiГоворят, если человек талантлив, то он талантлив во многих областях. Это утверждение в первую очередь можно отнести к гениальному и неутомимому кинорежиссеру, сценаристу и продюсеру Люку Бессону. Произведения Бессона, создателя «Европейского Голливуда», отличаются определенным стилем и необыкновенным шармом, поэтому они понятны и любимы зрителями разных стран. Его фильмы «Подземка», «Ее звали Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Такси» и многие другие давно стали классикой киножанра. Тандем Люка Бессона с другим известным французским кинорежиссером польского происхождения Жераром Кравчиком дал зрителю такие совместные работы как «Такси 2», «Такси 3», «Такси 4», «Васаби». В последней киноленте Бессон выступил как сценарист и продюсер. В конце октября 2001 года состоялась мировая премьера этого долгожданного комедийного боевика с необычный и загадочным названием «Васаби» («Wasabi»). В российский прокат фильм вышел под лаконичным слоганом «Это будет покрепче горчицы», тем самым раскрывая тайну названия, ведь васаби – не что иное, как японская приправа, своеобразная разновидность российского хрена. Надо отметить, что, не смотря на положительные отзывы, творение Кравчика в данном случае не имело коммерческого успеха, и при бюджете в 20 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате всего 10 миллионов.

После просмотра киноленты становится понятным, почему фильм имеет такое специфическое название – по наименованию ботанического термина, известного лишь специалистам в области японской кухни. Да и сам продукт упоминается в диалоге главных героев лишь дважды. Произведения Бессона, имея свой неповторимый стиль, сами похожи на сложносочиненное блюдо, приправленное определенным количеством черного юмора, неожиданных сюжетных ходов, запоминающимся музыкальным сопровождением и яркими характерами главных героев.

Сюжет

Главный герой фильма – суровый французский полицейский Юбер Фиорентини. Он – настоящий профессионал: дела, за которые берется персонаж Жака Рено всегда раскрываются, и преступник карается по закону. Благодаря беззаветному служению на благо правопорядка Юбер пользуется непререкаемым авторитетом среди коллег и заслуженным уважением вышестоящего начальства. Однако в этом замечательном послужном списке есть один нюанс, а именно — методы, которыми пользуется офицер полиции для достижения своей цели. Эти методы весьма суровы, порой жестоки, и зачастую ведут к вороху проблем для самого Юбера.

Начальные кадры фильма как раз демонстрируют зрителю качества Юбера как лучшего полицейского Франции. Показан результат спец операции по обезвреживанию одного из членов преступной группировки. Его Юбер Фиорентини застиг в самый неожиданный момент – когда преступник в женском наряде исполнял зажигательный танец в ночном клубе. Задерживая грабителя-трансвестита, Юбер не удержался и все-таки полез в драку. В результате этого самоуправства помимо преступника пострадала еще масса народа, в том числе – сын префекта. Понятно, что высокопоставленный папаша не захотел спускать на тормозах это вопиющее происшествие и потребовал отстранить полицейского-передовика от ведения каких-либо дел.

Сей факт не очень обрадовал Юбера, так как финансовое положение его оставляло желать лучшего. Однако, приказ — есть приказ. А начальство посоветовало Юберу взять отпуск за свой счет и, наконец, заняться личной жизнью. А вот с этим, в отличие от службы, у Фиорентини были большие проблемы. Персонаж Жана Рено- суров как в исполнении своего служебного долга, так и в частной жизни. На протяжении двадцати лет он любил лишь одну женщину, уроженку прекрасной страны Японии. Именно в этот переломный момент Юберу приходит горестная весть о ее кончине. Адвокат усопшей сообщил Юберу, что тот является единственным наследником состояния и для вступления в наследство ему следует немедленно прибыть в Токио.

С этого момента и начинаются удивительные и захватывающие приключения главного героя. Люк Бессон не подкачал – опасностей, яростных драк и коварства злодеев по мере развития сюжета фильма будет в предостаточном количестве.

Главные герои и актеры, исполнившие роли

Роль главного героя фильма, сурового офицера полиции Юбера Фиорентини исполнил один из лучших актеров современного французского кино Жан Рено. Поскольку Рено уже снимался в культовой киноленте Люка Бессона «Леон» в роли киллера, черты характера этого героя – внешняя суровость, граничащая с грубостью и одновременно трогательная внутренняя незащищенность передались главному герою фильма «Васаби».

С персонажем Жана Рено, французским полицейским Юбером. зритель знакомится с начальных кадров картины. Причем одной из «фишек» Бессона является сюжетный ход, когда именно в начале фильма дается четкое определение основных черт характера героя. Характер Юбера непрост – он устал либеральничать с преступным элементом и при малейшем несогласии с противоположной стороны применяет свой «фирменный» метод воздействия – мощный удар в челюсть. Будучи на хорошем счету в полиции, именно из-за своей драчливости Юбер постоянно имеет проблемы как с жертвами его тумаков, так и с начальством.

Юбер – настоящий трудоголик. Будучи по своей натуре однолюбом, он, расставшись с единственной возлюбленной в молодости, так и не смог создать семью, отдавая все силы на борьбу с преступностью, которую, впрочем, совершенно не щадит.

В одном из интервью сам Жан Рено признавался, что часто играет роли сильных персонажей, которые чем сильнее, тем меньше им нужно слов. Именно таким героям симпатизирует Рено. Чем больше у такого персонажа «скелетов в шкафу», тем его характер интереснее, тем увлекательнее интрига. Роль полицейского идеально подошла актеру, и именно поэтому Жан Рено так убедителен в экранной жизни своего персонажа. Одновременно проявляются такие черты характера главного героя как доброта, отцовская любовь и забота, что, несомненно, делает образ Юбера глубже и человечнее.

Роль соратника Юбера, полицейского по имени Момо сыграл французский комический артист, режиссер и сценарист Мишель Мюллер. Зрителю этот актер запомнился по эпизодической роли в картине «Такси 2». В фильме «Васаби» он блистательно воплотил на экране образ незадачливого, но очень исполнительного сотрудника спецслужб, фактически сделав второстепенную роль в фильме одной из главных. Будучи военным разведчиком, Момо вместе с Юбером около двадцати лет назад прибыл в Японию. Позднее Юбер Фиорентини вернулся на историческую родину, а его соратник, по всей видимости, проникся культурой этой удивительной страны, поэтому остался в Японии, подложив свою карьеру на месте.

Спустя годы Момо не забыл своего боевого товарища, и не только встретил своего друга в чужой стране, но также помог ему разобраться с местным мафиозным кланом якудза. Необыкновенно комичным кажется эпизод фильма, где герой Мишеля Мюллера, стремясь помочь своему другу, добывает пару чемоданов самого новейшего вооружения. Глядя на Момо, можно сказать, что таким и должен быть настоящий друг. Так что в этом плане французскому полицейскому Юберу Фиорентини очень повезло. Внешне Момо кажется совершенно неподходящим для такой ответственной и секретной профессии как военный разведчик, однако именно этот персонаж придает комический оттенок всему боевику, подчеркивая неповторимый стиль сюжетов Люка Бессона.

Особую краску замечательному фильму «Васаби» придала яркая игра японской актрисы и певицы Рёко (Риоко) Хиросуэ исполнившей роль Юми, дочери бравого офицера полиции Юбера. Именно благодаря картине Жерара Кравчика Рёко Хиросуэ стала известна и любима западным зрителем. Сама Рёко считается одной из самых привлекательных актрис мира, являясь лицом известной косметической фирмы «P & G».

После своего дебюта в сериале 1996 года, Хиросуэ заинтересовала не только японских, но также американских и французских режиссеров, свидетельством чего является ее главная роль в фильме «Васаби» и второстепенная роль в фильме «Ушедшие» (2008г.), за которую она в 2009 году получила премию «Оскар».

В роли Юми, молодой и эксцентричной девушки, типичной представительницы современного поколения японской молодежи, Рёко достигла определенный высоты, создав этот образ полным искренних переживаний, объема и ярких красок. Ее героиня – веселая и жизнерадостная, заряжает позитивом и энергетикой всех, кто ее окружает. Именно Юми заставляет дрогнуть суровое сердце бесстрашного полицейского Юбера Фиорентини, наполнив его жизнь новым смыслом.

Сама Рёко Хиросуэ считает, что у актера не может быть проходных ролей, и в каждый образ нужно вложить небольшую часть своего «я», своего внутреннего мира, лишь тогда экранный персонаж оживет и заставит поверить в свое реальное существование зрителя.

Софи – давняя знакомая Юбера. Уже много лет она влюблена в немногословного и замкнутого полицейского. К сожалению, Софи прекрасно понимает, что у нее нет шансов занять место рядом с любимым. Юбер живет воспоминаниями о прошлом, его мысли обращены лишь к единственной женщине, которую он когда то любил и с которой расстался девятнадцать лет назад. Роль Софи исполнила французская актриса Кароль Буке.

Интересные факты

  • Первоначально финал киноленты предполагал иную концовку. Так, по сюжету, фильм должен был закончиться сценой угона самолета. Однако после террактов 11 сентября 2001 года эта сцена была удалена из фильма и заменена на более подходящую.
  • Оригинальный тэглайн (подзаголовок) фильма — «Wasabi, la petite moutarde qui monte au nez» переводится на русский язык примерно как следующий текст: «Васаби — небольшой кусочек горчицы, который ударит вам в нос». Однако в российский прокат фильм вышел под другим слоганом («Это покрепче горчицы»).
  • Ранее Жан Рено уже снимался в картинах Люка Бессона (фильмы «Леон» 1994 г., занявший в 2012 году 31 место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb, «Голубая бездна» (1988г.), «Никита» (1990 г.)).
  • Японская актриса и певица Рёко Хиросуэ, исполнившая в фильме дочь главного героя по имени Юми, участвуя в съемках фильма, не знала французского языка. Все реплики на французском языке она заучивала по транскрипции.
  • Wasabi называется восточная приправа из растения семейства горчичных. Настоящий Wasabi можно обнаружить лишь в Японии, и, поскольку эта приправа очень дорогая, в повседневности используют ее аналоги, имитации на основе хрена и специй.

Итак

С полным правом можно считать «Васаби» одной из самых удачных работ французского кинорежиссера Жерара Кравчика. Благодаря его таланту, а также неповторимому очарованию сюжетов Люка Бессона, зритель имеет возможность увидеть киноленту, поражающую своей динамичностью, яркостью, и, одновременно, простотой восприятия.

Образно говоря, комедийный боевик «Васаби» является обладателем известного бренда «а-ля Бессон», что, несомненно, является своеобразным знаком качества киноленты. Наличие среди исполнителей кинозвезды мирового масштаба также возносит фильм на несколько ступеней вверх по рейтинговой лестнице. Вокруг такой звезды – Жака Рено, распускается целое созвездие других, менее известных, но, несомненно, очень талантливых актеров.

Фильм «Васаби» вобрал в себя лучшие качества французских комедий и японский национальный колорит, создав своеобразную гремучую смесь из динамичных сцен и ярких образов.Тонкая игра чувств, необычайная зрелищность драк, потрясающий драйв, запоминающийся саундтрек и искрометный юмор – это тот набор «специй», который делает картину по-настоящему острой, и запоминающейся, такой как японская приправа васаби.

Сам сюжет фильма, возможно покажется обычным и предсказуемым, однако обилие шуток и комических положений героев не даст зрителю скучать ни минуты экранного времени.

Для тех, кто лишь понаслышке знаком с удивительной страной цветущей сакуры, после просмотра фильма, где очень красиво поданы пейзажи этой удивительной страны, сам дух большого мегаполиса, несомненно захочется побывать в Японии.