The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring

Мало кто не слышал о знаменитой трилогии Джона Толкиена «Властелин колец». Питер Джексон, известный кинорежиссер, на основе романа-эпопеи писателя создает по-настоящему особый мир, в котором образы Толкиена раскрывается во всем великолепии. А начинается все так: Саурон, властелин тьмы, терпит поражение в схватке между добром и злом. Но он успевает сделать одиннадцать колец, обладающих волшебной силой, и отдает их властителям Земли, тем самым оставляя за собой возможность их контролировать. Самое главное кольцо, которое принадлежит самому Саурону, случайно попадает в руки хоббиту Фродо. Он должен уничтожить источник зла – так сказал Гэндальф, добрый волшебник. Фродо собирает вокруг себя команду — Братство Кольца. Вместе они должны будут одержать верх над Сауроном и одолеть зло, тем самым спасти себя и свое поселение от разрушений. Эта часть не самая захватывающая и сильная из экранизаций Толкиена, но именно она является основой для всех остальных частей. Кинокартина Питера Джексона – своеобразный «первопроходец» к сердцам зрителей, она заставляет их погрузиться в этот необычный выдуманный мир с разными фантастическими существами, магами, чародеями и волшебством. Джексон, как талантливый режиссер, оформил экранизацию блестящим техническим исполнением, интересными спецэффектами, создал уникальную атмосферу фантазий.

Идея Питера Джексона создать экранизацию знаменитой трилогии изначально была масштабна

В планах режиссера — экранизация всех историй трилогии. В итоге каждый из его фильмов так же, как и идея, оказываются масштабными. В них раскрывается много деталей и подробностей. Режиссер старается дать полную картину мира Толкиена настолько, насколько это возможно. Почитатели творчества Дж. Р. Р. Толкиена признали экранизацию Джексона, дав фильму очень хорошую оценку. Это говорит о том, что режиссер, преодолев долгий творческий путь к созданию фильма, сделал по-настоящему хорошую работу.

Первая экранизация трилогии становится основой для дальнейших экранизаций второй и третьих частей. Зритель настолько заинтригован, что с нетерпением ожидает нового фильма, пусть даже выход следующей части в свет предполагается не скоро. Но время, затраченное на производство фильма, того стоит. Только лишь первая часть «Властелина колец» принесла его создателям более чем $800 млн.

Если рассматривать все три экранизации «Властелина колец» в целом, то на создание фильмов и их «раскрутку» было затрачено более $500 млн. В кинолентах было задействовано более трех тысяч людей. Выручка за фильм в целом составила более $3 млрд. На время создания было потрачено восемь лет, а фильмы в общей сложности выиграли семнадцать премий «Оскар». Этот проект стал по-настоящему колоссальной работой, и до сих пор считается одним из самых грандиозных в киномире.

Питер Джексон, режиссер ленты и вдохновитель экранизации трилогии, впервые знакомится с творчеством Толкиена еще в подростковом возрасте, когда смотрит мультипликационный фильм «Властелин колец» (1978 г.) американского режиссера-мультипликатора Ральфа Бакши. Эта картина производит на подростка столь сильное впечатление, что Питер тут же покупает книгу Толкиена. Вот он, — первый толчок к режиссированию «Властелина кольца».

Прежде, чем Джексон приступил к работе над фильмом, в 1995 г. он создал другую постановку в собственной кинокомпании «ВингНат Филмс» (WingNut Films). До съемок «Властелина колец» режиссер работал только в родной Новой Зеландии. На этот раз финансированием картины занялись люди из США, однако основные технические моменты выполнили именно новозеландские коллеги Джексона.

В команду режиссера вошли такие компании, как WETA Workshop (занимается производством кино-реквизита) и WETA Digital (специалист по созданию спецэффектов). После своей работы над трилогией «Властелин колец» эти компании стали самыми востребованными в кинематографическом мире.

В апреле 2001 года в Интернете появляется трейлер к первому фильму «Властелин колец: братство кольца». Всего лишь за один день количество просмотров буквально «зашкалило». Трейлером заинтересовалось более полутора миллиона людей по всему миру. Зрители стали ждать следующий фильм с огромным нетерпением, а для Новой Зеландии, родины Джексона, картина стала национальной гордостью. Именно в этой стране были реализованы съемки и смонтирован почти весь фильм.

Питер Джексон со своей супругой Фрэн Уолш и кинокомпанией «Miramax» начинают обсуждение идеи экранизации книги Толкиена с 1996 года, когда режиссер закончил съемки своей предыдущей картины «Страшилки». Изначально планировалось снять все три части сразу. Однако вначале требовалось приобрести право на экранизацию произведения. Данными правами владел продюсер Сол Заенц. Неожиданно кинокомпания «Universal» предложила режиссеру заняться еще одним интересным проектом – фильмом «Кинг-конг». Позже выяснилось, что Заенц не владел правами на «Хоббита» — книги, экранизацию которой первоначально замышлял Питер Джексон. Этими правами владела «United Artists».

Было еще несколько нерешенных проблем, мешающих началу съемок. Весной Джексон уже собирался взяться за «Кинг-конга», но неожиданно выяснилось, что еще идут съемки «Могучего Джо Янга». Это обстоятельство подтолкнуло режиссера приняться за сценарий фильма «Властелин колец». Работа над сценарием заняла долгих два года, настолько много работы производилось по трансформации текста Толкиена в киносценарий.

Из-за масштабности проекта было принято решение снимать две части. Но на этом этапе начались новые проблемы: продюсер картины Марти Кац вылетел на родину Джексона в Новую Зеландию, чтобы оценить, подходит ли это место для съемок фильма. Позднее он говорил, что съемки в Новой Зеландии должны были обойтись слишком дорого. В итоге было принято решение снимать единый фильм, значительно урезав сценарий. Укороченный вариант, которым занимался киносценарист Харви Вайнштайн, огорчил Джексона. Из сценария были вырезаны все важные детали и сюжетные повороты.

Джексон пошел на скандал, отказавшись снимать такой фильм. При этом режиссер остался ни с кем и ни с чем, потому что компания «Miramax» заявила, что вся проделанная к тому времени работа должна быть выполнена в их пользу. Джексону пришлось искать нового бизнес-партнера, он начал ходить по различным студиям, показывая небольшой ролик о проделанной работе. Свое согласие о сотрудничестве дала крупнейшая американская кинокомпания «New Line Cinema». Руководитель компании предложил режиссеру снять трилогию вместо двух больших частей. И только спустя четыре года, после выхода в свет своего последнего фильма, Питер Джексон приступил к «Властелину колец».

Наконец съемки фильма начались. Это случилось 11 октября 1999 года. Съемочный процесс занял почти пятьсот дней, но за это время был отснят материал для всех трех фильмов. Картины трилогии снимались более чем в ста пятидесяти разных локациях. Производство студийных съемок проходило в столице Новой Зеландии – Веллингтоне. Над фильмом трудилось более семи съемочных команд, с каждой из которых Джексон поддерживал связь, контролировал процесс, происходящий на съемочных площадках. Закончив основные съемки, команда занялась пост-продакшеном в столице Великобритании.

Первая часть трилогии, «Властелин колец: братство кольца» дорабатывалось больше года. Фильм вышел в свет в декабре 2001 года.

Актерский состав

Нельзя не упомянуть о блестящем актерском составе киноленты, без которого не получилось бы такого увлекательного фильма.

Сэма, лучшего друга Фродо, играет Шон Эстин. Для этой роли актер набрал 10 килограммов веса.

Изначально Джексон предполагал взять на роль хоббитов двух британцев, но в итоге останавился на Эстине и Элайдже Вуде, исполнившим роль Фродо. Эти актеры являются американцами. Режиссер попросил шотландца Билли Бойда и англичанина Доминика Монахана научить двух друзей-хоббитов британским повадкам. Интересен тот факт, что Доминик Монахан изначально претендовал на роль Фродо.

Также место Вуда мог занять Джейк Джиленнхал.

Ума Турман претендовала на роль доброй эльфийки Арвен, но в конечном итоге ею стала Лив Тайлер.

Арагорна вначале играет Стюарт Таунсенд, но позднее Джексон заменил его Вигго Мортенсеном. Вигго согласился на этот шаг, лишь уступая просьбам своего маленького сына, который был фанатом «Властелина колец». В итоге этот фильм стал одним из самых удачных и прибыльных в карьере актера: нельзя отрицать тот факт, что роль Арагорна просто создана для него. Мортенсен так старательно вжился в роль, что ходил с мечом в руках, даже за пределами съемочной площадки, что постоянно нервировало Ново-Зеландскую полицию.

Интересен тот факт, что в кастинге на роль главаря эльфов участвовал поп-звезда Дэвид Боуи, однако Элронда в итоге сыграл Хьюго Уивинг.

Дэвид Уэнм показался миру в образе Фарамира, хотя на нее пробовался Орлнадо Блум. Но, заметив, какая у последнего «эльфийская» внешность, было принято решение дать ему одну из главных ролей – Леголаса. Актеру пришлось с нуля овладевать луком и стрелами, но зато по окончанию съемок он стал неплохим стрелком.

Саруман, волшебник темной стороны, сыгран Кристофером Ли. Кристофер лично общался с Толкиеном и стал его большим фанатом, поэтому был готов на любую роль. К тому же, он давал советы и консультации по ходу съемок насчет личных качеств героев – так хорошо актер знаком с творчеством Толкиена.

Гендальфа исполнил Йен МакКаллен, до него на эту роль претендовал Сэм Нил. Йен никогда не читал трилогию, поэтому Джексону пришлось весьма постараться, чтобы уговорить актера на эту роль.

Один из самых интересных моментов — озвучка и игра актера, сыгравшего Голлума. Это сделал Энди Серкис. Изначально было принято решение, что персонаж Голлума будет целиком нарисован на компьютере, но потом Серкис решает «оживить» его своей актерской игрой. Позже Джексон скажет, что Серкис – один из самых удивительный актеров. Озвучивая Голлума, Серкису пришлось изрядно потрудиться. Ведь такой голос, как у этого персонажа, получить непросто. Для этого ему пришлось пить специальный отвар из меда и кореньев, чтобы сделать звучание хрипящим. Серкис настолько старался, что к концу дня почти не мог говорить – так страдали его легкие.

Сюжет

Темный Властелин Саурон создает кольца, обладающие магической силой, и отдает их главным представителям в мире людей, гномов и эльфов. Но есть еще и кольцо Всевластия, которое должно будет поработить их всех. Полчища эльфов и людей подходят к Мордору – убежищу Саурона, чтобы остановить его. В борьбе Саурону отрубают палец, на котором было надето кольцо. Его не успевают уничтожить, и оно теряется.

Спустя много лет кольцо находит Голлум. Эта странная находка превращает героя в страшное чудовище. Позже кольцо случайно находит хоббит Бильбо Бэггинс. Бильбо и его племянник Фродо справляют свои дни рождения, на котором Бильбо по неосторожности надевает кольцо и становится невидим. Гэндальф, светлый маг, уговаривает Бильбо отдать кольцо Фродо. Тем временем Голлума пытают в башне Саурона, и он сознается, кто владеет кольцом сейчас. За Фродо выезжают всадники смерти – назгулы. Фродо по наставлению Гэндальфа отправляется к Элронду, чтобы решить судьбу кольца. К Фродо присоединяются Сэм, Пиппин и Мерри – другие хоббиты. В это время Гэндальф попадает в засаду к темному волшебнику Саруману.

На одной из остановок Фродо случайно надевает кольцо, и всадники смерти определяют, где он. Арагорн прячет компанию хоббитов и обещает им помочь. После боя с назгулами, которые настигают путешественников, Фродо получает ранение. Эльфийка Арвен, узнав об этом, быстро доставляет хоббита к Элронду, и тот помогает Фродо выздороветь.

Элронд настаивает на уничтожении кольца, Гэндальф просит кинуть кольцо в сердце Мордора, в пламя. Друзья объединяются в своеобразное сообщество под названием «Братство кольца», и в компании эльфов, хоббитов и гномов решили отправиться на помощь Фродо. Команду замечают птицы, посланные Саруманом, и тот насылает на Братство снежную бурю. Спустившись в логово гномов, участники Братства застают их всех убитыми. В этот момент появляется Голлум. Нашумев, друзья делают себя заметными для гоблинов, и между двумя сторонами начинается схватка. Еле избежав беды, Гэндальф прогоняет демонов, но сам падает в пропасть вместе с ними.

В это время вся команда приходит в лес Лориэн, где их осматривают эльфы. Арагорн велит эльфам отвести их к королеве Галадриэль, но получает отказ. Отдохнув у эльфов в течение некоторого времени, путники уходят. Саруман в этом время предпринимает попытку натравить на них орков. На привале Боромир попытался отобрать у Фродо кольцо. Услышав орков, все участники спасаются бегством. Но когда Мерри и Пиппин оказываются в заложниках, им на помощь спешат друзья-эльфы. Остаются только Фродо и Сэм, которые, переплыв реку, идут к Саурону.

Интересные сведения о процессе съемок

  • Актеры не раз получали травмы на съемочной площадке и это неудивительно – ведь в фильме есть много сцен битв, сражений, в которых актерам приходилось делать разные трюки.
  • Доминик Монахан рассказывал, что в сцене, когда надо было пробежать по деревянному мосту и прыгнуть на паром, ему в ногу вонзилась щепка. Актер так испугался, что пришлось приостановить съемки. В итоге заноза оказалась маленькой, и над актером еще долго подшучивали насчет этой истории, хотя Элайджа Вуд в этой сцене умудрился упасть в воду.
  • Во время съемок на поле, усеянном кукурузой, у Элайджа Вуда началась аллергия.
  • Шон Бин, сыгравший Боромира, очень сильно боялся вертолетов. Во время съемок он отказаться лететь к вершине горы на вертолете, предпочитая добираться туда пешком. У актера ушло на подъем два часа. Еще больше времени ушло на то, чтобы спуститься с горы. Этот поход сильно вымотал Шона.
  • Шон Эстин, исполнитель роли Сэма, друга Фродо, вспоминает сцену, где он прыгает в воду, а потом забирается в лодку. Случился инцидент: в ногу актеру вонзился большой кусок стекла, хотя дно реки специально проверяли на предмет острых предметов. Шона отправили на вертолете в больницу, и он смог вернуться к съемкам лишь спустя две недели.
  • Больше всего травм за время съемок досталось Виго Мортенсену, исполнившему роль Арагорна. Достаточно вспомнить хотя бы сцену, когда по режиссерскому замыслу он должен ударить ногой металлический шлем. На съемку этого кадра ушло много дублей. В один момент оказалось, что Виго сломал два пальца на ноге, а его крики во время сцены только ее украсили. Джексон вспоминает, что этот дубль был самым лучшим, настолько его потрясла самоотверженность актера.
  • Виго Мортенсен лично исполнял все трюки без дублера и использовал в фильме настоящий меч, в отличие от остальных актеров. Еще один случай: в сцене, где Виго сплавляется по горной реке, актер чуть не погубил себя. Отказавшись от дублера, он вызвался лично участвовать в опасной сцене. Из-за тяжелого костюма он приплыл не туда, куда нужно было, и погрузился на дно. Вода была очень холодной, актеру стало нечем дышать, и он едва не утонул.
  • В одном эпизоде боя оппонент актера ударил Виго в лицо мечом, из-за чего у него оказался сломан зуб. К стоматологу актер отправился прямо в гриме и костюме – не было времени все снимать и надевать обмундирование заново.
  • За пределами съемок Виго тоже пострадал. Когда он занимался серфингом, то сильно ударился о воду, разбив при этом половину лица. В итоге было решено снимать лицо актера лишь с определенного угла, чтобы не было видно пострадавшей части.
  • Кристофер Ли тоже получил травму, но не на съемке, а в гостинице, ударившись об дверь.
  • Блум – Леголас сломал ребро при выполнении трюка с лошадью. С трещиной в ребре он, тем не менее, продолжил съемки.
  • У актера, сыгравшего Гимли, случилась неприятность в виде аллергической реакции кожи на грим. Его кожа почти облезла, поэтому съемочный процесс проходил с перерывами.
  • Хилл, сыгравший Теодена, чудом спасся в тот момент, когда его напарник по бою чуть не оставил его без головы. К счастью, меч был не острым, и актер отделался порезом, а на голову пострадавшего наложили три шва.
  • Множество трудных моментов в процессе съемок было связано с Голлумом. На месте съемок за ночь выпал снег, который удалось растопить. Но при этом совсем забыли про ледяную воду в ручье, где должен находиться Голлум. Актеру также приходилось следить за тем, чтобы не упасть в обрыв, расположенный рядом. Энди едва удалось избежать переохлаждения.
  • Йену МакКаллену тоже не удалось обойтись без травм – он сильно ударился лбом о жилище хоббита, и этот кадр остался в фильме неизмененным.
  • Если говорить о членах массовки и прочих лицах, задействованных в съемках, то их травмам не было числа. Но, несмотря на эти неприятные моменты, съемочная команда работала с энтузиазмом. Это не удивительно, ведь они вели съемки одного из самых масштабных фильмов современности.

Тяжелый, но благодарный процесс съемок

Процесс съемки фильма был наполнен не только интересными моментами, но и сложностями. Съемки начинались очень рано, поэтому актерам приходилось вставать в 4 утра, чтобы успеть наложить грим и надеть костюмы.

Обличье хоббитов приходилось примерять каждый день, а затем снова снимать. Гримировали даже ноги. Их обмазывали специальным клеем, потом надевали на них искусственные ступни хоббитов, и, в положении стоя, актерам приходилось ждать до тех пор, пока клей высохнет. Каждая пара ступней использовалась лишь один раз, поэтому в общей сложности для команды хоббитов было сделано более двух тысяч искусственных ступней. Уши тоже были искусственными, но сделано их было чуть меньше.

Режиссер столкнулся с трудностями по ходу съемок фильма. Например, чтобы снять место обитания Саурона, был выбран армейский полигон. Военные учения во время съемок не прекращались, поэтому над головами актером постоянно летали самолеты, доносились взрывы и выстрелы. Актеров и съемочную группу попросили быть аккуратными, так как на полигоне сохранялось большое количество неразорвавшихся ракет и снарядов. Кто-то из команды постоянно спотыкался о них, рискуя взлететь на воздух. Но, к счастью, все обошлось без инцидентов.

В фильме «Властелин колец: братство кольца» много сцен с всадниками на лошадях. Нужно было найти наездников с их собственными лошадьми, так как люди из массовки должны были знать, как управляться с животными. В итоге было решено подключить к работе женщин. Их гримировали и выпускали на съемочную площадку. Женщины лучше ладили с лошадьми, а отличить их от мужчин в кадре было невозможно.

Для фильма компанией по производству реквизита было изготовлено большое кольцо, которое весило 3 килограмма. В течение съемок было изготовлено множество колец разного размера, и все они были задействованы. Режиссер Джексон даже подарил по кольцу исполнителям ролей Фродо и Сэма.

Особых хлопот доставило изготовление кольчуги, поскольку все создавалось вручную. В кольчуге должно быть тринадцать тысяч колец, поэтому на изготовление только одного костюма уходило более трех дней. Всего было сделано свыше девятнадцати тысяч костюмов, которые шили на протяжении двух лет.

Режиссер имел возможность контролировать процесс съемок до мельчайших подробностей. Были также сделаны специальные крошечные модели локаций. Джексон сперва снимал обычной простой видеокамерой внутри таких моделей, меняя на ходу обстановку и перетаскивая предметы. Это очень упрощало масштабные съемки. Жилище Бэггинса было сделано в гигантском и в маленьком размере. В них снимали Гэндальфа и Бильбо, чтобы показать разницу в росте. Потом отдельные кадры монтировали в один.

В фильме активно использовали эффект «форсированной перспективы», при котором одного актера ставили ближе к камере, чем другого. Для усиления эффекта применяли различные подставки и обувь на платформе. Таким образом, получалась достоверная картинка с иллюзией разного роста персонажей.

Джон Рис-Дэвис, сыгравший хоббита, имел рост почти в два метра. С помощью спецэффектов его удалось «укоротить» наполовину. Лив Тайлер по ходу съемок, никак не удавалось укротить коня. В итоге животное решили убрать, а сцены, где Арвен скачет на коне, сделали при помощи компьютерной графики и искусственного животного-каркаса.

Иногда процессу съемок мешала неблагоприятная погода. В Новой Зеландии она бывает особенно непредсказуемой. Один раз во время съемок случилось настоящее наводнение, а потом пошел снег. Съемочная команда не прекращала съемки даже при таком раскладе.

Была проделана большая работа по созданию декораций. Большинство их них создавались в столице Новой Зеландии, и для того, чтобы доставить их к месту съемок, требовалось много времени. На съемочной площадке они полностью собирались и устанавливались. Большие сооружения доставлялись при помощи вертолетов, как, например, модели жилищ эльфов, которые были сделаны из дерева. Для фильма было сделано много моделей – миниатюрных сооружений, полностью копирующих настоящие здания и предметы. Локация, где Саруман в подземелье собирает армию орков, тоже была сделана в миниатюре. С помощью компьютерных технологий съемки этих локаций были вклеены в основные картины, а затем добавлены недостающие детали и мелкие объекты.

В качестве дублеров были задействованы люди с низким ростом, но выглядели они в точности как настоящие герои. Это помогло снизить затраты и время на компьютерную обработку материала.

Ненастоящим в фильме был пони, который помог хоббитам перейти через горы – роль пони «сыграли» два человека, переодевшиеся в животное. Привлечение настоящего пони было бы слишком дорогостоящим удовольствием, к тому же за животным был нужен специальный уход.

Для реалистичного представления Мории в помещении съемок были завезены реальные валуны. Обрушение свода устроили по-настоящему.

Реализм достигался естественными путями. Задний план сцены и мелкие детали доделывались в новозеландской компании, занимающейся спецэффектами. Эта же компания соорудила специальное виртуальное пространство, в которое режиссер мог «входить», подключив специальные очки. Так Джексон мог контролировать процесс съемок и видеть картину наиболее полно путем отслеживания местоположения всех героев.

Тролли были созданы путем лазерного сканирования скульптуры. Затем модель существа заставили двигаться при помощи технологии «motion capture», когда действия человека передаются на компьютер.

На вопрос, «какой герой потребовал наибольших усилий при создании фильма?» аниматоры отвечали, что самым проблемным персонажем был злодей Балрог. Для его создания сначала сканировали макет чудовища, а затем за работу принимались аниматоры.

Многие идеи схватки с троллем принадлежат аниматорам WETA Digital. Например, отчаянный прыжок Леголаса на плечи тролля. Но пещерный тролль не был олицетворением зла в «Братстве кольца». Им был Балрог, в схватке с которым едва не погиб Гэндальф.

Начало трилогии

Кинокартина по достоинству оценена как поклонниками творчества Толкиена, так и людьми, впервые познакомившимися с этой замечательной приключенческой историей о дружбе и долге. В американском прокате картина значится в списке самых кассовых проектов. В мировом прокате кинолента собрала огромную сумму — почти миллиард долларов. Экранизация всех трех частей принесла создателям более трех миллиардов долларов. Режиссер трилогии не стал выбрасывать декорации фильма, решив использовать их при создании приквела «Хоббит» по трилогии Толкиена, написанной до «Властелина колец».

Первый фильм трилогии с момента его выхода на экран стал настоящей легендой, его лучше один раз увидеть, чем выслушивать впечатления друзей, знакомых или случайных собеседников.