The Lord of the Rings: The Return of the King

Властелин колец: Возвращение Короля«Властелин колец: Возвращение короля» – заключительная часть фантастической трилогии о «Братстве кольца», взявшем на себя бремя спасителей Средиземья. Фильм Питера Джексона увидел свет в декабре 2003 года, сразу же став одним из самых успешных проектов в истории мирового кинематографа. В мире насчитывается не так много фильмов, выпуск которых вызвал бы огромный резонанс еще до начала премьеры, а полученные впечатления на зрителя обрушились бы лавиной. Еще до премьерного показа на экранах России стало известно, что «Возвращения короля» ожидает большой успех. На это указывали результаты проката предыдущих частей ленты. Выход заключительной части трилогии не прошел незамеченным среди зрителей: «Возвращение короля» вошел в десятку самых кассовых фильмов в истории кино, заработав немыслимую сумму уже в первую неделю проката. Кроме того, фильм входит в первую десятку списка «250 лучших фильмов» по версии IMDb и в первую двадцатку списка «250 лучших фильмов» по версии КиноПоиска. Сценарий фильма был составлен с минимальными отступлениями от оригинального художественного произведения Дж. Толкиена. Съемочная команда не изменилась. Работа над всеми тремя частями шла без перерыва, тем самым был создан эффект не трех разрозненных фильмов, а одного гигантского проекта, разбитого на три части. Действие сюжета «Возвращения короля» начинается ровно с того места, на котором остановилось повествование предыдущей картины — «Две крепости». Поэтому воспринимать действие фильма легче в том случае, если знаком сюжет двух предыдущих кинолент.

Питер Джексон смог доказать всем, что его утверждение на пост режиссера было весьма заслуженным: не каждый профессиональный режиссер в Голливуде сумел бы подобно Джексону так умело и грациозно пройти по краю пафоса и эпичности, без которых «Братство кольца» уже не представляется целостной картиной, при всем при этом не свалившись в пропасть надуманностей и неискренности.

В конечном итоге режиссер создал пронзительную картину, подтянув актерскую игру, еще масштабнее по сравнению с предыдущими частями перекроив сюжет, приложив наибольшие усилия, а также по крупному использовав спецэффекты и музыкальное сопровождение. Зрелищные баталии поражают своим разнообразием и изобретательностью. Замечательные панорамы Новой Зеландии невероятно красивы даже после компьютерной обработки изображений. Спецэффекты с доскональной точностью передают атмосферу жизни героев. «Возвращение короля» выглядит намного эффектнее двух своих фильмов-предшественников. Картина стала более ровной в плане ритма изложения и близости итоговой развязки. При достижении апогея в подходящий момент долгое ожидание финала вознаграждается сполна. Все это восхищение идет почти три часа, и только в момент прощания зрителя с героями картины приходит осознание того, что время просмотра подошло к концу.

Сюжет

Сюжет фильма, снятого на основе популярного художественного произведения, всегда сравнивают с печатным оригиналом. Тот, кому довелось прочесть бестселлер, видит сходства и различия сюжетных развязок книги и ее экранизации. Кинокартина «Властелин колец: Возвращение короля» является последней частью трилогии о маленьких хоббитах, на чью долю выпало немало приключений и интересных моментов. И если в книжном варианте Толкиена приходиться лишь фантазировать и представлять в своем воображении все препятствия, возникающие на пути героев, то на экране доступна возможность наблюдать за их эмоциями, которые искусно передают актеры. А, как известно, профессиональные качества актеров в сочетании с интересным сюжетом создают поистине шедевральные проекты мирового уровня.

Итак, решающая битва за Средиземье приближается. Два друга Фродо и Сэм держат путь к Ородруину – действующему вулкану, способному уничтожить коварное кольцо властелина тьмы Саурона. Тощее существо неизвестной породы со светящимися глазами Голлум сопровождает друзей, указывая им путь. Тайно мечтая завладеть заветным кольцом, Голлум делает всяческие попытки поссорить хоббитов или завести их в опасное место, где можно погибнуть. Фродо, на которого магическое кольцо оказывает свое пагубное волшебное воздействие, верит в преданность Голлума. Сэм же, напротив, подозрительно относится к проводнику и всегда настороженно следит за его действиями, стараясь вести себя как можно спокойнее и не реагировать на козни последнего.

В это время одержавшее победу войско короля Теодена возвращается в столицу Рохана – Эдорас. Близкий друг Фродо Перегрин Тук забирает у мудреца Гэндальфа палантир – камень, с помощью которого можно следить за событиями, происходящими в другом месте, а также вести переговоры с далеким собеседником. Заглянув в палантир, Перегрин видит в нем Око Саурона, символизирующее страх и угнетение, и, таким образом, узнает страшную тайну. Гэндальфу приходится спасать любопытного хоббита. Для этого мудрец увозит Перегрина в столицу Гондора Минас-Тирит.

Туда же направляется и бесчисленная армия темного властелина Саурона, который предполагает, что силу его кольца хотят использовать против него самого. Войска Саурона уже заняли окрестности Гондора и готовятся к нападению на столицу. Противостоять армии тьмы можно лишь объединив общие силы. Потомок королевского рода Арагорн в компании с Гэндальфом призывает короля Рохана прийти на помощь, дабы отстоять Минас-Тирит. Далее тропы мудреца и наследника расходятся. В надежде привлечь на свою сторону армию призраков, Арагорн держит путь к Тропе Мертвецов. А Гэндальф торопится в Минас-Тирит, чтобы предупредить наместников об угрозе.

Исход решающей битвы добра и зла, судьба злополучного кольца и героев храброго «Братства», история фантастической страны «Средиземье», — все это получает свое логическое завершение в заключительном фильме трилогии «Властелин колец».

Раздумывая о третьей, последней части киноэпопеи, сложно принять факт завершения двенадцатичасовой трилогии о фантастических приключениях героев. Просмотр фильма на большом экране больше походит на один большой трехчасовой момент жизни, пролетающий незаметно, – настолько увлекают происходящие события. Весь смысл «Возвращения короля» раскрывается в цепочках взаимосвязей с двумя первыми фильмами.

Интересные факты

  • По окончании процесса съемок режиссер еще несколько раз возвращался и делал попытки усовершенствовать некоторые моменты сюжета. Так, незадолго до премьерного показа монтировались финальные сцены «Возвращения короля». В итоге конечный вариант Питер Джексон смотрел на премьерном показе в Веллингтоне.
  • Происхождение Голлума, бывшего хоббита, страдающего раздвоением личности, разъясняется только в третьей части. Изначально режиссер планировал раскрыть биографию этого персонажа во второй части трилогии – «Две крепости».
  • Для размещения специальной техники, с помощью которой создавались виртуальные эффекты в батальных сценах, отстроили отдельную комнату. Ответственная за спецэффекты студия Weta Digital создала более двухсот тысяч виртуальных персонажей.
  • Вигго Мортенесен, исполнивший роль потомка королевского рода, настолько вжился в свой образ, что стал отзываться на имя Арагорн в свободное от съемок время.
  • Тридцати актерам пришлось изучать иностранные языки, словарей на которые просто не существует. Эти замысловатые диалекты созданы фантазией писателя Дж. Толкиена.
  • Размер кассовых сборов за первую неделю проката картины составил 250 миллионов долларов, тем самым побив мировой рекорд. Такая колоссальная сумма за небольшой промежуток времени собрана впервые.
  • Грандиозность и масштабность проекта можно оценить по следующим цифрам:

-7 лет – именно столько занял процесс съемки всей трилогии
-900 км – затрачено кинопленки
-48000 – создано доспехов: мечей, топоров, шлемов, других предметов
-19000 – соткано костюмов, которым к тому же создали эффект ветхости
-1800 – изготовлено ступней для хоббитов
-20600 – количество актеров, принявших участие в массовках
-2400 – количество сотрудников, ответственных за грим, монтаж, спецэффекты
-114 – число актеров, получивших персональные роли
-500, 800 и 1500 – возрастающее от серии к серии количество спецэффектов, созданных с помощью компьютерной техники

Лучший среди первых

  • «Властелин колец» — первый фантастический фильм, заслуживший высшую награду — кинопремию «Оскар» в номинации «Лучшая картина». Впервые режиссер – постановщик фантастической трилогии Питер Джексон получил признание лучшего из лучших. Ранее фантастические кинофильмы главных премий Американской академии киноискусств не получали, выдвигаясь лишь в отдельных номинациях.
  • По количеству номинаций на премию Оскар, кинотрилогия «Властелин колец» обошла такие шедевры кинематографа, как «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы и «Звездные войны» Джорджа Лукаса.
  • Это уже второй случай в истории кино, когда главный приз киноакадемии достается трилогии в целом. Ранее такой награды заслужила экранизация романа Марио Пьюзо «Крестный отец», которая аналогично состояла из трех фильмов.
  • Одиннадцать Оскаров, которые заслужила третья часть «Властелин колец: Возвращение короля», ранее получили только две киноленты: пеплум Уильяма Уайлера «Бен Гур» (1959 г.) и фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона «Титаник» ( 1997 г.). Заключительная часть «Властелина колец» отмечена огромным количеством наград и номинаций разных престижных кинопремий мира.
  • Кинокартина установила мировой рекорд по количеству наград, на которые номинировался фильм. Все заявленные одиннадцать номинаций «Возвращения короля» получили «Оскар». Ранее такое соотношение было только у двух кинокартин, только в меньшем числовом значении. Девять премий из девяти заявленных получали историко-биографический фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император» (1987 г.) и мюзикл Винсента Миннелли «Жижи» (1958 г.).
  • Кинолента «Властелин колец: Возвращение короля» на сегодняшний день входит в первую десятку списка самых кассовых фильмов. Он собрал в мировом кинопрокате огромную сумму – более 1,1 миллиарда долларов.

Музыкальное сопровождение

Удачно представлено в фильме музыкальное сопровождение. Канадский кинокомпозитор Говард Шор создал большое количество музыкальных тем, как бы передавая с помощью мелодий самые различные действия персонажей. Все музыкальные композиции прозвучали в исполнении Лондонского филармонического оркестра. Песни исполняли как профессиональные певцы, так и актеры, участвовавшие в съемках фильма. Слова для хора и песен написаны Фрэном Уолшем и Филиппой Бойенс. Адаптация текста песен на языки Толкиена была поручена Дэвиду Сало. Заключительный саундтрек «Into the West», в записи которого участвовали шотландская певица Энни Леннокс и американская оперная певица Рене Флеминг, был посвящен памяти начинающего режиссера Кэмерона Дункана, который умер от рака в 2003 году.

Конец истории

«Властелин колец: Возвращение короля» — ярчайшее событие мирового кинематографа, обязательное к всеобщему просмотру. Питеру Джексону удалось создать успешный проект, представив на экране шедевр художественной литературы двадцатого века, и не исказив при этом содержания. Фильм по роману Дж. Толкиена создан с большой любовью к первоисточнику. Признания заслуживают как талантливая игра актеров, так и самоотверженная работа всей съемочной группы. С полной уверенностью можно заявить, что еще на протяжении многих лет превзойти этот фильм не получится ни у кого. Вряд ли найдется литературное произведение, которое сумеет взволновать миллионы людей. Еще меньше найдется режиссеров, способных понять и осознать это произведение, чтобы затем перебрать и интерпретировать его на экран с минимальным искажением, донося до зрителя самую суть происходящего.

В дополнение к вышеперечисленным достоинствам, следует отметить, что этот фильм также невероятно красив. Насыщенные и прекрасные пейзажи, реалистичные персонажи, жесткие сражения и яркие эмоции сопровождают киноленту на протяжении всего времени просмотра.