Watchmen

Oblogka_HraniteliКогда зритель встречает очередной фильм о супер-героях, то у него часто возникает желание устроить семейный просмотр, порадовать детей и самому отвлечься от повседневных забот. Однако не стоит спешить приглашать на просмотр картины «Хранители» своих детей, если им не исполнилось, хотя бы 14 лет. А американцы и вовсе рекомендуют допускать к просмотру лишь тех, кому исполнилось не меньше 16. И не зря. Фильм изобилует насилием, к тому же в нем есть весьма откровенные эротические сцены. А кроме того, те чудаки, которые верят в непогрешимость различных бэтменообразных, рискуют получить нервный срыв и депрессию. И все дело в том, что в фильме показана, так сказать, темная сторона души каждого супер-героя. В процессе просмотра можно заметить много исторических несоответствий, что можно объяснить тем, что, по замыслу создателей, действие происходит где-то в параллельной реальности. Однако обо всем по порядку. Фильм является экранизацией одноименного комикса Алана Мура, которая обошлась аж в 130 000 000! И это того стоило. Хотя сам Алан и не считает удачной идеей экранизировать комиксы. В одном из интервью он в весьма резких выражениях выразил нежелание смотреть этот фильм ни в кинотеатре, ни на DVD-диске. С другой стороны, возникает закономерный вопрос: зачем тогда он позволил экранизировать свое произведение? Сам собой напрашивается вывод, что и в этом случае деньги решают все. Ну, а что касается работы режиссера Зака Снайдера («300 спартанцев», «Рассвет мертвецов», «Легенды ночных стражей» и другие), то картина получилась неоднозначной для восприятия и, в какой-то степени, несколько затянутой — почти три часа вдумчивого просмотра выдержит далеко не каждый зритель. В то же время, в тот момент, когда кажется, что фильм скатывается в сплошное уныние, на экране начинает вновь происходить что-то головокружительное. Кстати говоря, баланс между действием и повествованием соблюдается неплохо. К тому же присутствует еще и детективная линия. Кто-то ведь тем или иным способом устраняет героев.

Кстати, самих супер-героев в киноленте фигурирует несколько.

И несмотря на то, что некоторых из них убирают еще в самом начале, они появляются время от времени на экранах, в воспоминаниях других персонажей. Миссия супер-людей благородна. Они стремятся, как минимум, бороться с уличной преступностью, а как максимум – спасти человечество от ядерной катастрофы. Собственно, этой проблемой занимается один из них — Доктор Манхэттен. Пожалуй, единственный из всех, в ком присутствуют сверхспособности в прямом понимании этого слова. Остальные были обычными людьми, которым очень захотелось навести на улицах порядок. Они надели красивые костюмы и пошли искоренять зло. Доктор Манхэттен — исключение. Он приобрел свою силу в результате несчастного случая. Одна проблема: чем больше его способности прогрессируют, тем меньше дела ему до всего человечества в целом. В знак своей особенности и индивидуальности Манхэттен нарисовал себе на лбу особый логотип, который ни что иное, как схематическое изображение атома водорода. Доктор Манхэттен – живой щит Америки для защиты от ядерной атаки СССР. Любопытно будет узнать, что «Проект Манхэттен» — это кодовое название программы по разработке ядерного оружия в США.

В качестве «привязки» Доктора к людям, сценаристы (а по сюжету — правительство) не придумали ничего лучшего, кроме как снабдить этого персонажа женой по прозвищу Шелковый Призрак II, а в миру просто Лори Юпитер. Она также является супер-пупер да еще и потомственной, так как приняла эстафету от своей спивающейся матери. Вот только кто кому нужен: она Доктору или он ей – это большой вопрос.

Некоторую интригу попытались сделать из того, кто приходится отцом этой барышни. Но интриги так и не случилось. Слишком уж просто было догадаться, кто есть кто. Комедиант, он же Эдвард Морган Блэйк, — весельчак и любитель больших пушек. Кстати, его пушки на экране настоящие, а не бутафорские. Это D&L Sports «Professional Model» 45-го калибра. На его примере наглядно показано, что делает с человеком полная свобода действий и практически абсолютная безнаказанность. Комедиант убивает направо и налево без сожаления. О таких принято говорить «отморозок». Он наслаждается своей силой и могуществом. Кроме того, ради своей страны он готов уничтожать целые народы. Это подтверждают кадры, где он участвует в военных операциях во Вьетнаме. Меду прочим, согласно «Хранителям» именно Комедиант сделал самый главный и меткий выстрел в президента Кеннеди. Сыграл Комедианта Джеффри Дин Морган, известный ранее по таким фильмам, как «Дни гнева» (2008), «Смерть в эфире» (2007), «Шесть» (2004), а также по многим другим картинам и многочисленным сериалам. По отзывам отечественных зрителей, картина «Хранители» стала лучшим фильмом в карьере актера. Значок Комедианта – желтый смайлик – был изобретен художником Харви Боллом в 1963 году. Заказ на разработку значка именно в таком виде, как у Комедианта, Болл получил от страховой компании State Mutual Life Assurance Cos. of America.

Но вернемся к героям. Итак, почти все они были обычными людьми, которым надоела криминогенная обстановка в стране. Они боролись с ней, как могли, постепенно теряя над собой контроль и превращаясь в жестоких карателей. Итог предсказуем: против героев поднялись те, кого они пытались защитить. Так или иначе, многих такой поворот событий сломал. Кто-то стал вести обычную жизнь, скрывая от окружающих свое прошлое, кто-то пошел работать на правительство (или использовать его в своих интересах). Так или иначе, герои исчезли, затаились. И только нависшая над миром угроза (привет из истории, известный как период Холодной войны), а также угроза, нависшая над ними самими, заставила их вновь надеть маски. Ну, а дальше они снова почувствовали кровь и устранили обе проблемы, но своим весьма специфичным способом. Кое-кто из отечественных фантастов называет это «принцип меньшего зла». Так что концовка в фильме тоже неординарная. Ради нее стоит досмотреть «Хранителей» до конца.

Впечатление картина оставляет неоднозначное еще в процессе просмотра.

Отношение к некоторым из персонажей у зрителя меняется на протяжении всего фильма как минимум дважды. Например, главный положительный герой Ночная Сова, он же Дэниэл Драйберг. Сын богача, увлекающийся орнитологией. Его играет талантливый актер Патрик Уилсон («Пассажиры», «Астрал», «Призрак оперы» «На острой грани» и почти три десятка других фильмов). Со своей ролью Патрик справился на все сто процентов. Его персонаж меняется от ботаника до безжалостного карателя и пылкого любовника. Хотя давалось это, по словам самого актера, очень нелегко. Ему приходилось долго и настойчиво репетировать, чтобы добиться нужных интонаций, голоса, мимики и так далее.

Самой яркой личностью среди всех Хранителей, является, пожалуй, Роршах, он же Уолтер Ковач. Он так и не снял свою маску, даже после официального запрета героев. Кстати, переливающиеся пятна на его маске складываются в рисунки. Они являются тестом Роршаха. Это психодиагностический тест, который используется для исследования личности в психиатрии и психологии. Ковач – самый непримиримый борец со злом. Эдакий Глеб Жеглов в маске. Правда, в отличие от Комедианта он не «терял берегов», не становился маньяком. Роршаха играет Джеки Эрл Хейли («Полет длиною в жизнь», «Маньяк-полицейский 3: Знак молчания», «Немезида»). Достаточно эпатажный актер, который впоследствии сыграл самого Фредди Крюгера в ремейке культового фильма «Кошмар на улице Вязов».

Вообще, актерская игра в картине Зака Снайдера доставляет большое удовольствие зрителям.

Хотя повторно этот фильм вряд ли захочется смотреть в скором времени. Впечатлений хватает надолго. Вместе с тем, хватает в фильме и некоторых промахов. Например, Хранители не обладают сверхчеловеческими способностями, однако дерутся они так, что и десятку Джеки Чанов ни с кем из них не справиться. Но этот факт можно списать на то, что фильм снят по мотивам комикса, как уже отмечалось.

Кстати, сам комикс увидел свет в 1986-1987 годах. Его творец, Алан Мур, отказался писать сценарий, и этим занялся Сэм Хэмм. Первый вариант сценария был готов уже тогда, в конце восемьдесят восьмого. В начале 90-х режиссеры Терри Гиллиам и Чарльз МакКоуэн пытались начать съемки фильма. На роль Ночной Совы рассматривались кандидатуры Кевина Костнера и Ричарда Гира. Комедианта должен был сыграть блистательный Гэри Бьюзи. Роршахом едва не стал Робин Уильямс! Но фильму тогда выйти было не суждено. Из всей суммы, необходимой для съемок, удалось собрать едва ли четверть. Позже продюсеры вновь предлагали Гиллиаму возглавить работу над фильмом, но он отказался. Впрочем, видимо, оно и к лучшему, ибо всему свое время. Любопытно, что самый первый кадр с Роршахом промелькнул в трейлере к фильму «300 спартанцев». На фоне Нью-Йорка в костюме Роршаха стоит один из продюсеров фильма.

Второй раз «Хранителей» брали в работу в 2001 году. Тогда на режиссерское кресло кинокомпании Universal Pictures сел Дэвид Хэйтер. Ему же было предложено заняться сценарием. Работа над сценарием затянулась до 2003 года, однако между режиссером и кинокомпанией возникли трения и съемки фильма снова сорвались.

В 2004 году «Хранителей» взялась снимать компания Paramount Pictures. Режиссером был приглашен Даррен Аронофски, которого затем сменил Пол Гринграсс. Но и на этот раз воплотиться в жизнь этой идее было не суждено. Тогда за дело взялась компания Warner Bros. На пост режиссера они вначале пригласили Даррена Аронофски, но из-за разногласий в видении сценария, сменили его на Зака Снайдера. Однако на этом проблемы на тернистом пути «Хранителей» со страниц комикса на экраны кинотеатров не закончились. В 2008 году киностудия 20th Century Fox стала судиться с Warner Bros. за авторские права на фильм. И только в начале 2009 году две крупнейшие кинокомпании сумели прийти к компромиссу. Так что картину можно по праву назвать выстраданной.

Несмотря на то, что Алан Мур был против экранизации, первые трейлеры блокбастера настолько подстегнули интерес публики к комиксу, что он вышел в разряд бестселлеров в Америке.

Фильм примечателен не только историей своего создания и изображением супер-героев с новой для зрителя стороны, но еще и многочисленными отсылками к реальным историческим фактам и другим известным кинокартинам. В самом начале фильма есть момент, когда супер-героиня с псевдонимом Силуэт страстно целует медсестру. На заднем фоне стоит матрос. Это отсылка к облетевшей весь мир фотографии, где запечатлен именно матрос, целующий медсестру. Кадр сделан после победы на Японией во время Второй мировой.

Кстати, о Японии. В одном из эпизодов показан летящий бомбардировщик Б-29 с бортовым номером 82. На фюзеляже нарисована Шелковый Призрак. Это отсылка к историческому факту — бомбардировщику Б-29 под названием Enola Gay. 6 августа 1945 года с этого самолета была сброшена бомба «Малыш» на Хиросиму. Еще одним интересным фактом для знающих зрителей становится прощальное застолье Шелкового Призрака. Эпизод повторяет знаменитую картину «Тайная вечеря», написанную Леонардо Да Винчи.

Что касается отсылок к другим кинопроектам, то их также предостаточно, причем не только косвенных, но и прямых.

Например, довольно часто зрителям напоминают о фильме Зака Снайдера «300 спартанцев», также снятого по мотивам комикса. Еще одной отсылкой к этой картине являются кадры из фильма «Триста спартанцев» 1962 года. Их можно видеть на одном из мониторов у Озимандия. На этих же мониторах мелькают кадры фильмов «Безумный Макс», «Система безопасности», мультфильмов компании Warner Brothers. Кроме того, там показан военный парад в Москве на Красной площади, который проходил в честь Дня Победы. А еще проказник Озимандий на одном из мониторов смотрел откровенное видео. Очевидно, это должно подтвердить тот факт, что даже супер-герои — всего лишь обычные люди со своими слабостями.

В том эпизоде, где Комедиант и Доктор Манхэттен воюют во Вьетнаме, звучит музыка из оперы Вагнера «Полёт валькирии». Это отсылка к фильму о вьетнамской войне «Апокалипсис сегодня». Ну, и напоследок самый, пожалуй, веселый факт-отсылка. В начале фильма зрители видят хронику хождения космонавта Нила Армстронга по Луне. В этом эпизоде космонавт четко произнес: «Удачи, мистер Горски». Это отсылка к неподтвержденной легенде о том, что будучи ребенком, Армстронг услышал разговор соседей, во время которого жена того самого мистера Горски, пообещала мужу выполнить любой его каприз только тогда, когда соседский мальчик полетит на Луну. Прошло время, мальчик вырос и не только полетел на Луну, но и высадился на нее. Ну, и вроде как, первыми его словами были «Удачи, мистер Горски». Кстати, для полноты ощущений рекомендуется посмотреть режиссерскую версию кинокартины «Хранители», которая содержит множество вырезанных сцен.