Я буду рядом постерКино в России – явление самостоятельное и зачастую это понятие выступает именем нарицательным. Чаще всего фильмы отечественного производства не способны произвести фурор, но имеются и исключения. Пожалуй, таковыми являются авторские работы и проекты, в основу которых положены истории, имеющие отражение в реальной жизни. Что будет, если взять за основу один из таких сюжетов, приставить к нему режиссера, желающего снять настоящее кино, которое не пытается взлететь выше своих возможностей, и дать автору возможность свободно работать? Получится яркий пример, представленный лентой «Я буду рядом», итогом которой стало получения звания «лучшего кино» фестиваля «Кинотавр».

Сюжет

Главной героиней в картине является молодая женщина по имени Инна, работающая менеджером в ресторане. Ее карьера успешной бизнес-леди заслужила уважение не только со стороны подчиненных и сослуживцев, но и у начальства. Она много работает, но делает все это во благо самого родного для себя человека – 6-летнего сына Мити, которого ей приходится растить одной. Только из-за этого окружающие люди очень завидуют Инне – отношения между ребенком и матерью складываются как ни как отлично и трогательно. Идеальная жизнь Инны продолжается до тех пор, пока ее не начинают беспокоить мигрени и страшные головные боли. Вначале не только Инна, но и некоторые врачи высказывают свое мнение о банальном переутомление на работе. Мать-одиночка продолжает жить обычной жизнью, посещая работу, решая бытовые проблемы, гуляя с сыном и употребляя лекарства и витамины от боли, которая только увеличивается. Вскоре становится понятно, что всему виной не усталость, а куда более серьезный недуг – неизлечимая болезнь, вмешательство в которую уже не сможет спасти Инну.

Радостной жизни приходит конец. Инна старается отгородить своего сына от лишних переживаний, касающихся ее здоровья. Однако Инна понимает, что перед своим финалом она должна решить последнюю и самую главную задачу – найти новую семью для своего сына Мити, не допустив того, чтобы ребенок остался сиротой. Положиться на его отца Инна не может, ведь он страдает алкоголизмом, из-за чего мальчик может вовсе пропасть. Единственным вариантом остается поиск приемных родителей, готовых взять к себе Митю. Здесь для Инны начинаются мучительные не только в физическом, но и в психологическом плане поиски подходящей пары на роль родителей ее сына.

Создание картины

В общих чертах можно сказать, что для Павла Руминова «Я буду рядом» стал самым сложным проектом в его практике. Во-первых, режиссер давно вынашивал идею о съемках такого фильма, но возможность начать работать над ним появилась только после положительного ответа, полученного от продюсеров Георгия Малкова и Владимира Зеленского. Во-вторых, это связано с тем, что изначально это был вовсе не фильм, а небольшой телесериал. Однако в связи с тем, что ни один канал не пожелал приобрести весьма «специфическую» историю, ее пришлось переделывать: по рекомендации известного документалиста Алексея Учителя, Павел переработал свою работу под формат полнометражного кино. Правда здесь таится и третья проблема в создании – точно известно, что было сделано 37 вариантов монтажа, что даже для многих голливудских лент в диковинку: столь обширная коллекция реализовывалась на основе ста часов отснятого материала. Как среди большого количества сделать сбалансированную и интересную работу? На «Кинотавр» же была отправлена только одна монтажная копия, которую Павел Руминов сделал за несколько недель до начала фестиваля. Ее главным отличием являлась простота изложения сюжета, что отнюдь не является фестивальным форматом. При этом режиссер называет «Я буду рядом» картиной о примирении и принятии нового жизненного пути.

При написании сценария Павел Руминов руководствовался только одним критерием – он не хотел снимать еще один мейнстримовский фильм с отражение борьбы и мести. Весь сюжет базируется на отношении к болезни самой главной героини. По словам автора, мать-одиночка принимает сложившуюся ситуацию, однако в кино такого уже давно не было. Да, фильмов, где сюжет крутится вокруг неизлечимой болезни много, но при этом все они пытаются раскрыть тему конфликтов, модели мести тем, кто не поддержал в трудную минуту, правда, как оказывается, все это лишь наигранная и нагнетенная борьба, принципы которой абсолютно не работают в реальной жизни. Как он сам считает, чуть-чуть лучше, чем других режиссеров, его делает внимательность к деталям: при съемках матери, попавшей не в простую ситуацию, автор смог показать, что ее мотивация отлична от всего того, что было ранее показано на экране в других фильмах.

Целенаправленного желания попасть на фестиваль у Павла Руминова не было. В виду нескольких провальных проектов Павел решил снимать фильм с искренней историей. Сразу же появились люди, готовые поддержать режиссера, которые и предложили снимать картину в формате сериала. Руминов одобрил эту мысль: тогда сериал был наиболее подходящей идеей для реализации, в которой автор смог бы спокойно и более вдумчиво работать над проектом, реализовывая на экране свою точку зрения о проблеме. К тому же затрат на производство ТВ сериала требуется гораздо меньше – небольшой бюджет, минимум давления со стороны продюсерского центра и возможность раскрытия естественного контакта между персонажами были главными плюсами. К слову, итоговые сборы по России составили скромные 1 030 000 рублей при 4770 зрителей, однако оценивать эти цифры сложно из-за того, что информация о бюджете попросту отсутствует. Касса чуть менее чем скромная даже для такого авторского кино в России, но все это объясняется тем, что Руминов и не планировал выходить на большие экраны, где его работу смогли бы «раздавить» американские конкуренты. В одном из своих интервью этот момент автор сравнил как попытку «ночной бабочки» отбить работу у элитных эскорт-девушек. Павел же решил не ставить себе столь высокую планку и просто снял кино, рассказывающее его историю, которую авторы из США не то, чтобы переснять еще лучше, даже сути сюжета не поняли бы.

На данный момент «Я буду рядом» существует в двух форматах – полнометражное кино и телеверсия. При этом на Украине по мотивам фильма выпустят телеигру, работа над которой уже идет. Кроме того, имеются неподтвержденные слухи, что фильм создан из кусков отснятого материала, которые не должны были попасть в сериал: у истории есть и альтернативный вариант концовки, но об этом пока что создатели молчат.

Несколько слов о самом авторе Павле Руминове – это талантливый режиссер и автор сценариев из Владивостока. В начале 2000 годов он перебрался в Москву где начал свою деятельность в сфере кино. Его первой сценарной работой стал триллер «Одиночество крови», а первым фильмом – «Мертвые дочери», являвшийся на тот момент новым для России кино в жанре хоррор. Картины Павла не пользовались большой популярностью, но его презентабельная внешность оставляла за ним возможность все-таки показать себя с лучшей стороны. Так, в 2006 году он попадает на обложку журнала «Афиши», выступив в рубрике «Надежда российского кинематографа», а уже в 2007-м оказывается в сборнике «Cinema Now», заняв свое место рядом с таким режиссером, как Михаэль Ханеке. Спустя 14 менее заметных работ Павел снимает ленту «Я буду рядом», ставшую обладателем гран-при фестиваля «Кинотавр».

Исполнители ролей

Ключевая роль отведена в картине матери, пытающейся найти новых родителей своему ребенку. Ее образ исполнила актриса Мария Шалаева, за что получила номинацию «Лучшая женская роль» премии «Ника». Мария снялась в более чем 20 проектах, начав свой путь в киноискусстве с простых и второстепенных ролей. Среди ее первых работ числится участие в фильмах «Бумер», «Карусель» и «Ночной продавец».  Заметными работами, получившими положительные отзывы и престижные номинации, являются картины «Маша», «Русалка» (номинант на «Оскар») и «Нирвана». Мужа Инны сыграл Михаил Крылов – актер театра и кино. В театре отметился постановкой спектакля «Евгений Онегин», в кино же играет небольшие роли – его можно заметить в сериалах «Котовский», «Гаражи» и фильме «Гитлер капут!». Роль близкой подруги Инны досталась также театральной и кино актрисе Елене Морозовой. Из театральных заслуг отмечены роли в постановках «Мастер и Маргарита» и «Укрощение строптивой». С 2000 года активно снимается в кино, принимая второстепенные роли.

Призы и номинации

Впервые публика увидела «Я буду рядом» на экранах ТВ и кинотеатров еще в 2012 году, но работа Павла Руминова до сих пор продолжает собирать награды. Так, в год выхода Мария Шалаева получила приз премии «Белый слон» за лучшую роль. Уже в 2013 году она участвовала в номинации «Лучшая женская роль» премии «Ника». Также в этом году на фестивале в Тунисе, посвященном русскому кино, фильм «Я буду рядом» получил приз как лучший полнометражный игровой проект.

Главной победой для создателей стало получение приза 23-го фестиваля «Кинотавр». Для Павла Руминова это было знаковое событие и он вовсе не мог рассчитывать на какую-либо награду, но в итоге упорный труд, переработка монтажа и свобода действия сделали свое дело. Для продюсера ленты Киры Саксаганской, которая и получала приз, новость о победе тоже была шоковой – на сцену она вышла с телефоном в руке, набирая мужу сообщение о победе фильма Авдотьи Смирновой «Кококо». Сам Павел озвучивает, что успех его работы определен правильной мотивацией членов съемочной группы: актеры не переживали на счет техники, а старались больше доверять друг другу и играть натуралистично.

Помимо этого фильм Павла Руминова получил приз фестиваля о правах человека «Сталкер» как лучшее игровое кино. Мария Шалаева также была удостоена спецприза этого фестиваля.

Критика

«Я буду рядом» в некотором роде представляет собой микроисследование в масштабах целой страны – это трогательная история, главная героиня которой до последнего вдоха находит в себе силы смеяться над своей болезнью, выставляя ее как один из этапов счастливой жизни. На самом деле после провальных работ Павла Руминова его новый проект не вызывал особого внимания и уж тем более доверия. Однако «Я буду рядом» поразила многих критиков. Во-первых, положительным фактором является отражение в сюжете социального кино дефицитной современной России: только со стороны кажется, что снимать кино о реальной проблеме родной страны легко. На деле же сложно преобразовать собственные возмущения в художественную форму и представить результат большой публике, которая каждый день сталкивается в свой жизни с такими проблемами.

Во-вторых, с профессиональной точки зрения лента выглядит очень даже хорошо – это кино об огромной проблеме, с которой столкнулся бескомпромиссно большой человек. Здесь нет приевшихся мелодрамичных перегибов, постоянно проскакивающих в данном жанре. С улыбкой на лице Инна принимает весть о своем недуге, постоянно высмеивая его. При этом героиня чаще стала пересекаться с бездетными семьями, что также является отражением еще одной проблемы России. Именно за это и была высоко оценена игра актрисы многими критиками.

И все же эти два момента не являются главными связующими темами сюжета: они лишь объединяют его и позволяют на их примере рассудить о самых страшных и непреодолимых утратах. Ключевое же место здесь отдано отношениям между матерью и сыном, которые показаны на экране в формате, сильно похожем на «хоум-видео» — на фоне горя и печали Павел Руминов сумел также рассказать и о хороших моментах, которые так трудно заметить за занавесом расстройств.

Итог

«Я буду рядом» — картина непростая и тяжелая: она базируется на рассказе о самых ужасных событиях, которые только могут произойти в жизни. Однако именно в этом и заключается сила Искусства, когда на основе трагичных сюжетов раскрывается вся суть истории, дающая возможность заново пересмотреть взгляды на окружающий мир. В любом случае, это редкая работа, после которой каждый сделает собственные выводы. Сторонники и противники Павла Руминова еще не скоро сойдутся в общем мнении, поэтому определенной оценки вынести этой ленте невозможно.