I Am Legend

Истории о жизни после разрушений, возникших вследствие неумелого обращения с благами цивилизаций, всегда притягивали людей. Тема конца света, а особенно событий, которые произойдут после него, всегда занимала умы писателей-фантастов, представителей разных вероисповеданий, кинематографистов. По мнению ученых, гибель человечества может вызвать множество разных причин техногенного или природного характера, одна из которых – всемирное заражение генетическими заболеваниями или вирусами. «Я – легенда» — фильм, который показывает последствия вакцинации людей лекарством, изначально предназначавшимся для абсолютно гуманных целей. Фильм был снят режиссером Френсисом Лоуренсом, и вышел на широкие экраны в 2007 году.

История создания

Фильм снят по мотивам одноименного научно-фантастического романа Ричарда Мэтисона, опубликованного в далеком 1954 году. Роман был настолько популярен, что киноверсия 2007 года с одноименным названием стала его третьей экранизацией. До фильма, где главную роль исполнил Уилл Смит, в прокате были показаны киноленты «Последний человек на Земле» 1964 года и «Человек Омега», вышедший в 1971 году. На этот раз создатели решили назвать фильм в точном соответствии с названием романа, кроме того, по сюжету главный герой является поклонником ямайского музыканта Боба Марли, самого известного исполнителя регги. Особым вниманием отмечен его альбом «Легенда», о котором главный герой фильма Роберт Невилл вспоминает с восторгом и восхищением. Отсюда еще одна особенность названия фильма.

Сюжет

В интервью, с которого начинаются первые кадры фильма, доктор Криппин рассказывает о новых достижениях в медицине: ею была разработана вакцина, способная предотвратить развитие раковых заболеваний. Это настоящее революционное достижение, так как оно открывает широкие перспективы спасения тяжелобольных людей. Вакцина уже проходит испытание на людях, и около девяноста процентов участвующих в эксперименте больных действительно почти вылечились. Однако вирус, изобретенный доктором Криппин, стал мутировать в организме человека, вызывая тем самым глобальное изменение ДНК.

С того времени, как на людях стала испытываться чудо-вакцина, прошло три года. Многое изменилось в Нью-Йорке за эти годы. Зритель видит на экране жуткую картину будущего: на улицах пустынно, людей нигде не видно, лишь изредка мелькают одичавшие животные. Случилось страшное: лекарство, о котором шел разговор в интервью, оказалось вышедшим из-под контроля специалистов вирусом, полностью погубившим цивилизацию. Именно из-за этого непонятным образом мутировавшего вируса погибла большая часть населения планеты. Зараженные люди превратились в странных мутантов, которые нападают на все живое. И лишь единицы людей оказались обладателями иммунитета, неподвластного этому вирусу.

Зритель видит картину опустевшего и заброшенного города, по улицам которого на большой скорости мчится красный автомобиль. Единственные пассажиры этой машины – человек и собака, внимательно следящие за происходящим вокруг. Мужчина вооружен и готов применить свое оружие в любой момент.

Главный герой фильма Роберт Невилл — единственный выживший человек, обладающий неизвестным иммунитетом к вирусу. Днем он патрулирует опустевшие кварталы Манхэттена, охотясь на одичавших оленей, добывает себе пропитание в заброшенных магазинах. Роберт предпринимает безуспешные попытки найти других выживших людей, ежедневно транслируя информацию о себе по радио. Единственным живым существом, скрашивающим его одиночество, является собака – овчарка Саманта, которую Роберт любовно называет Сэм.

Остальные обитатели города – зараженные вирусом монстры, которые выбираются из своих укрытий только после захода солнца, издавая нечеловеческие вопли. Эти существа боятся солнечного света, так как под воздействием ультрафиолетовых лучей они погибают, сгорая дотла.

Будучи ранее подполковником медицинской службы американской армии, Роберт Невилл задался целью найти вакцину, способную побороть этот страшный вирус. В подвальном помещении своего дома доктор оборудовал целую научную лабораторию, где проводит медицинские эксперименты, используя для противовирусной сыворотки собственную кровь. Все свои опыты он скрупулезно записывает на пленку, подробно разъясняя порядок своих действий. Создаваемые препараты Невилл испытывает на крысах и на пойманных монстрах.

Пока все его попытки неудачны: крысы становятся лишь более агрессивными, а пойманные монстры после введения сыворотки умирают. Неожиданно для доктора Невилла одна из крыс показала положительную динамику, и он понимает, что эксперимент необходимо повторить на монстре, зараженном этим вирусом. Одна из самых сложных задач – это поимка зараженной особи, но Роберт Невилл уже стал весьма опытным охотником на мутантов.

Военный вирусолог продолжает эксперименты по выведению вакцины. Он вводит полученную сыворотку зараженной особи, но наблюдает лишь один положительный эффект — в отличие от предыдущих, в этом случае подопытный получеловек еще жив.

Спасаясь от одиночества, Роберт Невилл искусственно создает вокруг себя окружение себе подобных. Для этой цели он использует магазинных манекенов. Разговор с ними во время посещения супермаркета создает иллюзию общения.
Но однажды в распорядке Роберта случилось непредвиденное. Патрулируя по городу, Роберт замечает, что один из его «друзей»-манекенов стоит в непривычном месте. Этого просто не может быть, так как доктор Невилл – единственный оставшийся в живых обитатель города. Подойдя к манекену, герой попадает в расставленную монстрами ловушку. Такие продуманные действия мутантов говорят о том, что их умственные способности не уменьшились, как сначала ошибочно предполагал доктор, а наоборот прогрессируют.

При попытке спастись, Роберт ранит себя ножом. Это затрудняет его попытки скрыться до того, как последний луч солнца покинет землю. Раненный доктор не успевает доползти до машины и стая собак, зараженных вирусом, набрасывается на героя. Спасая Роберта, его собака получает укус зараженного существа, в результате которого тоже начинает мутировать. Роберт пытается спасти свою любимицу, введя ей укол с сывороткой – той самой, которая положительно подействовала на крысу. Однако все его старания остались безуспешными – сыворотка введена слишком поздно и Сэм, начиная превращаться в зомби, нападает на своего хозяина. Роберт вынужден задушить собаку, чтобы спастись.

Лишившись единственного друга, доктор Невилл остался совершенно один. Он не может понять, где теперь черпать силы на то, чтобы выжить в пустом городе, наполненном кровожадными монстрами. Роберт хоронит питомца, а затем бредет к своим собеседникам – манекенам, пытаясь хотя бы в их лице найти собеседников. Но что могут рассказать человеку бездушные манекены? Разъяренный и забывший об осторожности доктор Невилл садится за руль своего автомобиля и несется навстречу кровожадным чудовищам.

Роберту предстоит еще встретиться с монстрами и вступить с ними в схватку. Найдет ли он хоть какую-то возможность спастись или погибнет, поможет ли кто-нибудь герою в самый последний момент, или Роберт Невилл так и останется один на один со своей бедой, можно узнать, просмотрев этот фильм до конца.

«Театр одного актера»

Доктор Роберт Невилл – единственный человек в Нью-Йорке, выживший после эпидемии, вызванной вирусом. До страшной трагедии он носил звание полковника медицинской службы. Оставшись в одиночестве, Роберт старается так организовать свое жизненное пространство, чтобы суметь не просто выжить, а иметь возможность бороться, отстаивая свое право на жизнь. Он дисциплинирован и организован. Все в его распорядке дня продумано до мелочей: время выхода из дома, безопасное для жизни, время возвращения обратно, занятия спортом, купание собаки, ведение научных экспериментов. Все действия научного характера комментируются и фиксируются доктором на видео. Три года Роберт Невилл не теряет надежды найти выживших людей. Человек, проживший более двух лет в полном одиночестве, не сдается, не сходит с ума, не отчаивается, а продолжает жить и использовать малейший шанс спасти оставшееся в живых человечество.

Роль Роберта Невилла блестяще исполнил американский актер Уилл Смит. Образ, созданный им на экране, не из простых, так как других персонажей нет и все внимание сконцентрировано только на нем.
Актерская работа Уилла Смита отмечена в 2008 году американской премией «Сатурн», вручаемой Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, а также рядом других престижных премий.

Роль Сэма (Саманты) была исполнена немецкой овчаркой по кличке Эбби.

Интересные факты

Известно, что в главной роли Роберта Невилла снялся темнокожий актёр Уилл Смит. Однако поклонникам Ричарда Мэтисона, автора одноименного романа, этот герой известен в другом облике, а именно как человек англо-германских кровей, высокого роста, тридцати шести лет. Как писал сам автор романа, — «Черты его лица нельзя было бы назвать приметными, если бы не резко очерченный волевой рот и яркая глубина голубых глаз»
Также отличие оригинального текста от сценария фильма состоит в том, что в романе все мутанты, поумнев, организовали свое общество, свою собственную новую цивилизацию. А отстреливающий их Роберт Невилл был убит новыми обитателями планеты Земля.

Ранее, в девяностых годах прошлого века, предпринималась попытка приступить к съемкам фильма «Я – легенда» по одноименному роману Ричарда Мэтисона. В главной роли планировал участвовать Арнольд Шварцнеггер, а режиссером-постановщиком должен был стать Ридли Скотт. Однако тогда этот проект был заморожен из-за несогласованности бюджетов.

Продюсер и один из сценаристов фильма – Акива Голдсман («Код да Винчи», «Игры разума») предложил, чтобы действие фильма было перенесено из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, аргументируя это тем, что последний пустым, без людей и вечного движения представить просто невозможно. А по сюжету именно это должно случиться после заражения города вирусом.

Чтобы придать крикам монстров отдаленный тембр нестандартного человеческого голоса, для озвучивания пригласили известного вокалиста группы «Faith No More» Майка Паттона.

Процесс съемок продлился чуть более полугода: с сентября 2006 по март 2007. На два дня процесс съемок был приостановлен, чтобы Уилл Смит принял участие в церемонии бракосочетания Тома Круза и Кэти Холмс, проходившей в Риме.

Съемки фильма проходили в Нью-Йорке. Самой масштабной и дорогой съемкой за всю историю существования этого города явилась сцена эвакуации жителей города на Бруклинском мосту, которую снимали шесть суток. Киностудии она обошлась в сумму около пяти миллионов американских долларов. Статистов, принявших участие в съемках, насчитывалось больше тысячи, кроме того было привлечено огромное количество военной техники – вертолетов, катеров.

Впечатления зрителей от просмотра

Фильм не претендует на роль шедевра мировой кинематографии, однако его стоит посмотреть, потому что картина заставляет задуматься о будущем человеческой цивилизации и об ответственности людей за свои действия. Каковы бы ни были художественные достоинства киноленты, одно точно потрясает воображение зрителя — это атмосфера заброшенного и опустошенного города будущего, которую воссоздал на экране Френсис Лоуренс.

Одно из достоинств киноленты — любопытная фантастическая линия сюжета, когда весь мир вроде бы принадлежит только одному тебе, но это становится неинтересным потому, что он не принадлежит больше никому.

Это фильм о стойкости духа одного человека, и, одновременно о его отчужденности от окружающего мира. А еще этот фильм о любви. О любви человека к жизни, о любви к животным, которую символизируют отношения Роберта и его собаки Сэма. На фоне мрачного безмолвного города эти отношения выглядят особенно трогательно.

В целом, «Я – легенда» является очень умным фантастическим фильмом, так как повествует не столько о борьбе героя с чудовищами, сколько о борьбе человека с самим собой в стремлении преодолеть свое одиночество. И несмотря на драматические моменты сюжета, фильм, тем не менее, оставляет место для надежды на лучшее будущее.