I, Robot

Летом две тысячи четвертого года на широкие экраны вышел фильм режиссера Алекса Пройаса под названием «Я, робот». Картина имела невероятный успех и удостоилась массы положительных отзывов со стороны зрительской аудитории. Пройасу удалось умело сочетать жанр научной фантастики с особенностями детективной истории, в результате чего фильм смотрится практически «на одном дыхании».

О сюжете картины.

Далекое будущее – две тысячи тридцать пятый год. Человечество изобрело технически совершенных роботов, которые используются практически повсеместно. Они готовят еду, поддерживают чистоту на городских улицах, выступают в качестве помощников по хозяйству… Каждый робот содержит в себе программный код, частью которого являются три так называемых закона роботехники. Согласно этим законам, ни одна машина не может причинить вред человеку. В этот постулат верят все без исключения люди. Да и как иначе? Ведь робот – это не человек, ему чужды какие-либо эмоции, в том числе и негативные, способные подтолкнуть на преступный путь. Однако в отличие от большинства населения планеты, детектив Дел Спунер не разделяет всеобщей убежденности. Для него роботы представляют потенциальную опасность. Он не доверяет им и старается жить «по старинке». Совершенно неожиданно Спунер получает известие о трагической гибели своего давнего знакомого – доктора Альфреда Лэннинга. Все говорит о том, что это происшествие не носит криминального характера. Однако у Дела Спунера на этот счет свое собственное мнение. Куда же приведет детектива расследование случившегося?..

Работы по созданию картины.

Выход на экраны картины «Я, робот» стал результатом во многом случайного стечения обстоятельств. Дело в том, что изначально проект назывался «Запаянный» («Hardwired»). В его основу был положен сценарий, написанный Джеффом Винтаром в одна тысяча девятьсот девяносто пятом году. Сюжет будущего фильма был выдержан в стиле Агаты Кристи: детектив-одиночка Дел Спунер, работающий в ФБР, должен был расследовать загадочную гибель ученого-затворника Хогенмиллера. Поддержку в этом нелегком деле ему должна была оказать некая Флинн – особа с механической рукой. По своей сути, картина представляла собой триллер с элементами детектива. В таком виде сценарий имел очень мало шансов на то, чтобы быть экранизированным. Тем не менее, он привлек продюсеров компании 20th Century Fox, которые попросили сценариста Джеффа Винтара существенно переработать сюжет. Это заняло у него около двух лет. К моменту, когда работы над сценарием были в целом закончены, студия 20th Century Fox стала обладателем прав на экранизацию произведений Айзека Азимова. Это повлекло за собой необходимость новой переработки сюжета. Теперь продюсеры хотели привнести в будущий фильм основные элементы, присущие фантастическим рассказам знаменитого американского писателя. В частности, пресловутые три закона роботехники. Итоговый вариант сценария под названием «Я, робот» был создан совместными усилиями Джеффа Винтара и Акивы Голдсмана. Характер Флинн был трансформирован в Сьюзен Кэлвин, механическая рука стала атрибутом Спунера, а в самом фильме появилось значительно больше экшена.

Сценарий будущего фильма отнюдь не цитировал произведения Азимова. Он взял за основу рассказы писателя, входящие в его одноименный сборник «Я, робот» и воспроизвел только отдельные их элементы. Так, к примеру, характеры Сьюзен Кэлвин, доктора Альфреда Лэннинга и Лоуренса Робертсона существенно отличаются от своих книжных прототипов. Попытки Санни скрыться в огромной толпе аналогичных роботов позаимствованы из рассказа «Little Lost Robot» (в русском переводе «Как потерялся робот»). Его фантазии присутствуют в «Robot Dreams» («Мечты роботов»), а мотивация VIKI вытекает из содержания сразу нескольких произведений – «The Evitable Conflict» («Разрешимое противоречие»), «Robots and Empire» («Роботы и империя»), и «…That Thou Art Mindful of Him» («…Яко помниши его»).

В качестве режиссера проекта был приглашен Алекс Пройас. К этому моменту Пройас был широко известен своими мрачными мистическими фильмами «Ворон» (1994) и «Темный город» (1998). Съемки картины начались в мае две тысячи третьего года и продлились около шести месяцев. Они проходили на территории двух стран – Канады и Соединенных Штатов Америки. Что примечательно, вопреки ожиданиям все необходимые кадры были сняты с первого раза (пересъемки не потребовалось), хотя подобное явление считается очень большой редкостью для проектов такого уровня. Однако не только натурные съемки были необходимы для картины «Я, робот». Как и любой другой фантастический фильм, эта лента потребовала значительного количества спецэффектов. Для их создания были привлечены сразу несколько крупных студий, в числе которых были: Grand Unified Theories, Digital Domain, Film Roman Productions, Forum Visual Effects, Image Engine Design Inc., Lidar Services Inc., Modern Videofilm Inc., Motion Analysis Studios, Patrick Tatopoulos Design Inc., Pixel Magic, Rainmaker Digital Pictures, Weta Digital и другие. Кто-то из перечисленных компаний работал над созданием образов роботов, включая Санни; кто-то был ответственен за визуализацию города будущего. Однако именно их общими усилиями «Я, робот» смог порадовать своего зрителя такими невероятными фантастическими кадрами.

Музыкальное сопровождение к фильму было написано Марко Белтрами, известному по картинам «Крик» (1996), «Обитель зла» (2002), «Терминатор 3: Восстание машин». Примечательно, что этот композитор был привлечен к участию в проекте буквально на последних этапах работы над картиной. В результате, в его распоряжении было немногим меньше двадцати дней, в течение которых он должен был написать все необходимое – а это почти полтора часа непрерывного звука. Тем не менее, с поставленной задачей Белтрами справился замечательно.

Что касается актеров, то в «Я, робот» были приглашены такие звезды, как Уилл Смит (Дел Спунер), Бриджет Мойнэхэн (Сьюзен Кэлвин), Алан Тьюдик (Санни), Джеймс Кромуэлл (доктор Альфред Леннинг), Брюс Гринвуд (Лоуренс Робертсон) и другие.

Выход в прокат, кассовые сборы, отзывы зрителей.

Мировая премьера фильма режиссера Алекса Пройаса состоялась летом две тысячи четвертого года и вызвала массу положительных отзывов со стороны зрительской аудитории. Рядовые обыватели с восторгом отнеслись к увлекательным перипетиям сюжета и были удивлены совершенно неожиданной для них концовкой картины. Однако в среде профессиональных кинокритиков подобного единодушия не было. Так, к примеру, прославленный Роджер Эберт крайне низко оценил этот фильм, отметив, что его простодушный сюжет не вызывает ничего кроме разочарования. Аналогичным образом высказался и Тодд МакКарти на страницах Variety, который упрекнул сценаристов картины в недостатке воображения. В то же самое время, Ричард Рупер, напротив, дал фильму «Я, робот» положительную оценку и отметил, что эта картина позволяет испытать своему зрителю положительные эмоции и невероятно острые ощущения. Дессон Томас на страницах Washington Post также озвучил, что «Я, робот» – это по большей части захватывающее удовольствие для зрителя.

Не смотря на противоречивые отзывы кинокритиков, фильм Алекса Пройаса сумел достичь весьма ощутимых кассовых успехов. При затратах на производство картины порядка ста шестидесяти пяти миллионов долларов (из которых сорок пять миллионов были потрачены на рекламную компанию), «Я, робот» смог собрать в прокате почти триста пятьдесят миллионов.

Помимо широкого проката фильм был выпущен на Blu-Ray. Релиз состоялся в марте две тысячи восьмого года. Немногим позже (в сентябре того же года) «Я, робот» был выпущен на DVD-дисках. В октябре две тысячи двенадцатого года состоялась премьера картины в формате 3D. Российские релизы осуществлялись силами компании «Двадцатый Век Фокс СНГ». Они состоялись в октябре две тысячи восьмого года (выход на DVD) и в феврале две тысячи девятого (выход на Blu-Ray).

Вместе с тем, вопреки ожиданиям, картина «Я, робот» не смогла получить сколько-нибудь престижных кинонаград. Работа режиссера Пройаса была выдвинута на соискание премии Оскар за лучшие визуальные эффекты, а также на соискание премии Сатурн в номинациях «Лучшие спецэффекты» и «Лучший научно-фантастический фильм». Однако в обоих случаях ее постигла неудача.

Интересные факты.

  1. Вместо традиционных вступительных титров картину «Я, робот» предваряет цитирование так называемых трех основных законов робототехники, впервые прозвучавших в произведении Айзека Азимова «Хоровод».
  2. Роскошный белый автомобиль, который используется детективом Делом Спунером, является концептуальной разработкой под названием Audi RSQ. Эта машина была специально создана для съемок фильма, а ее дизайн включает особенности, предложенные лично режиссером Алексом Пройасом. При этом специально для проекта «Я, робот» было изготовлено еще два макета этого седана, один из которых использовался в съемках крупным планом, а другой принял участие в инсценировке аварии.
  3. В фильме кошку доктора Лэннинга зовут Азимов.
  4. Мотоцикл, на котором мчится персонаж Уилла Смита, относится к марке MV Agusta F4 SPR 750, и он является одним из трехсот экземпляров, которые были произведены во всем мире.
  5. В отличие от других роботов Санни является единственным обладателем голубых глаз.
  6. Водитель машины, пострадавший в злополучной аварии, которая стоила Спунеру левой руки, носил имя Гарольд Ллойд. Таким образом, создатели фильма почтили память легендарного американского актера Гарольда Клейтона Ллойда, который потерял большой и указательный палец во время съемок картины «Haunted Spooks» (1920).
  7. Одним из претендентов на роль Спунера был Дензел Вашингтон. Примечательно, что если бы он был утвержден на эту роль, это было бы вторым случаем в его карьере, когда он предстал бы в образе полицейского с искусственной рукой, выслеживающего робота-преступника (первым был бы фильм «Виртуозность» 1995 года).
  8. Предполагается, что история, озвученная в фильме «Я, робот», получит продолжение. Сценаристом сиквела должен будет стать Рональд Д. Мур, а главную роль исполнить Уилл Смит.
  9. Не обошлось в фильме «Я, робот» и без отдельных киноляпов. Вот некоторые из них.
  • Когда герой Уилла Смита приходит в дом доктора Лэннинга, он встречает там его кошку. При этом отчетливо видно, что глаза у животного голубого цвета. Однако в момент, когда Спунер прыгает в воду, спасаясь от робота-разрушителя, кошка в его руках стала обладательницей желтых глаз.
  • Когда Спунер и его начальник выпивают в баре, этикетка на бутылке Джона Бергина постоянно меняется.
  • Когда персонаж Шайи ЛаБафа бежит за Спунером, чтобы попросить у него машину, позади него виднеется кафе под названием Sushi Express. Однако после того, как они вместе прошли несколько десятков метров, за спиной парня опять видно то же самое здание.
  • Когда Спунер и его напарница проникают в здание корпорации U. S. Robotics робот Санни сообщает, что им придется преодолеть две тысячи восемьдесят восемь ступенек. Это довольно приличное расстояние, однако вопреки ожиданиям персонажи Уилла Смита и Бриджет Мойнэхэн даже не запотели.
  • В момент перестрелки с роботами (примерно на девяносто седьмой минуте просмотра) можно заметить, как голова персонажа Уилла Смита на доли секунды отделяется от его тела. Это означает, что в данном кадре был снят не реальный актер, а его компьютерный двойник.

Фильм Алекса Пройаса «Я, робот» является ярким примером зрелищного голливудского кино. Однако при всем этом создателям картины удалось соблюсти баланс между визуальными спецэффектами и драматической составляющей сюжета. Именно по этой причине, фильм будет в равной степени интересно посмотреть как простым любителям фантастики, так и более тонким ценителям киноискусства.