Me, Myself & Irene

Братья Бобби и Питер Фарелли – создатели многочисленных фильмов комедийного жанра, авторство текстов которых принадлежит им самим. На счету этого тандема такие искрометные комедии, как «Тупей и еще тупее» (1994г.), «Кое-что о Мэри» (1998г.), «Любовь зла» (2001г.), «Девушка моих кошмаров» (2007г). Одним из наиболее успешных кинематографических проектов братьев Фарелли является комедия «Я, снова я и Ирэн» («Me, Myself & Irene»), увидевшая свет в 2000 году. Именно эта кинолента наряду с «Тупей и еще тупее», а также «Кое-что о Мэри» приобрела в начале 2000-х годов в Соединенных штатах Америки культовый статус.

Существует устойчивое мнение, что специфика творчества Питера и Бобби Фарелли предусматривает нетрадиционный взгляд на что-либо смешное. Говоря откровенно, этот взгляд — сугубо «американский», не всегда понятный европейскому зрителю. Комедийные сцены фильмов Фарелли зачастую имеют весьма противоречивую оценку среди зрителей. Это не удивительно. Большинство этих фильмов основаны именно на черном юморе или на шутках «ниже пояса». Юмор в работах известных американских режиссеров весьма незамысловат, а также иногда довольно жесток для восприятия. Но то, что шокирует одних, позволяет расслабиться и получить удовольствие другим. Тут, как говорится, дело вкуса. Не удивительно, что героями таких фильмов становятся странные, порой закомплексованные личности с массой житейских проблем, лица которых не обезображены признаками интеллекта.

Тем не менее, фильмы с участием знаменитого канадо-американского комика Джима Керри всегда пользуются успехом, они смешны, как смешон и сам Керри. Поэтому картина «Я, снова я и Ирэн» не стала исключением. Как и в других работах подобного жанра Джим Керри в комедии Питера и Бобби Фрателли с блеском раскрыл свой необыкновенный дар перевоплощения. В мгновение ока он преображается в совершенно другого человека (согласно сюжета фильма главный герой страдает раздвоением личности). Персонажи Керри получились кардинально противоположными по характеру – это искренний и добродушный полицейский Чарли Бэйлигейтс и его второе лицо – Хэнк Эванс. Именно так, на основании раздвоения личности главного герои и обыгрывается фраза из названия фильма – «Я, снова я».

Сюжет

Чарли Бэйлигейтс (внимательный зритель не может не отметить это до боли знакомое имя главного героя) к руководству компании «Майкрософт» не имеет никакого отношения. Он — обычный патрульный полицейский в маленьком американском городке штата Род-Айленд. Вопреки расхожему мнению о том, что профессия обязательно накладывает отпечаток на личность человека, с Чарли этого не происходит. Чарли — самый добродушный, отзывчивый и терпеливый полицейских всех времен и народов. Этими свойствами характера главного героя пользуются все, кому не лень. Правонарушители всячески игнорируют столь мягкотелого полицейского, в свой адрес он слышит постоянные насмешки, даже дети отказываются повиноваться местному «дяде Степе».

Однако жизнь идет своим чередом. Чарли молод, и, разумеется, его не могли миновать стрелы Амура. После длительного периода ухаживаний главный герой наконец-то решил сочетаться браком со своей давней подругой. И все бы у Чарли Бэйлигейтса в жизни сложилось хорошо, если бы не коварство молодой супруги. Новоявленная жена главного героя в скором времени ступила на порочный круг измены, родив попутно недотепе-Чарли трех чернокожих близнецов. Все бы мог понять добродушный главный герой, и даже по доброте душевной простить подругу, если бы та пала жертвой чар красивого и сексуального мачо. Ан – нет! Семью Бэйлигейтсов разбил чернокожий карлик, который своим хамством буквально свел с ума молодую жену Чарли. Как бы то ни было, в скором времени Чарли остается один с тремя смуглыми малышами на руках.

Главный герой не ропщет на судьбу, обретя счастье полноценного отцовства. Со всем рвением своей старательной души он стремится вырастить из чужих отпрысков достойных членов общества. Так прошли годы. Чернокожие малыши выросли и потяжелели на центнер, не изменился лишь сам Чарли. Ни внешне, ни внутренне. Он остался все тем же недотепой-полицейским, с которым в городе не считается никто. Однако в какой-то момент эмоциональное перенапряжение Чарли замкнуло и в нем проснулось второе Я, назвавшее себя Хэнком Эвансом. Эта в течение долгих лет скрытая в подсознании главного героя личность кардинально различалась с привычным образом добродушного полицейского. Когда «отключался» Чарли и «включался» Хэнк Эванс, он не только не избегал многочисленных конфликтов, но и сам их провоцировал. Карьера персонажа комедии встала под угрозу – как может исполнять свои профессиональные обязанности человек, которому психиатры поставили неутешительный диагноз – шизофрения, как и было сказано.

Однако Чарли получил своеобразную отсрочку в виде неожиданной командировки. Новое задание не представляло ничего сложного, но давало Чарли возможность некоторое время отдохнуть от эмоциональных перегрузок и прийти в себя. Бэйлигейтс должен был сопровождать в другой город задержанную правонарушительницу – молодую и симпатичную девушку по имени Ирэн (Рене Зеллвегер). Ее дело запутанное и требует разбирательтва на месте свершения. Чарли в глубине души полагает, что это задание – последнее в его карьере служителя порядка.
Впереди трех главных героев (их уже трое, так как личность Чарли раздвоена) ждут невероятные приключения, а также большое и светлое чувство. Однако, нюанс заключается в том, кого же из двух Я главного героя полюбит Ирэн – добродушного Чарли Бэйлигейтса или наглого Хэнка Эванса?

Два в одном

Роль Чарли Бэйлигейтса и его второго лица – Хэнка Эванса исполнил популярный комик Джим Керри. Большинство поклонников знаменитого актера комедийного жанра отметили роль Чарли как одну из наиболее выразительных в кинокарьере Керри. Но работа в этом проекте самому Джиму далась нелегко. Вероятно, актер так вжился в роль, что в его психологии также стали происходить некоторые сдвиги. В процессе работы над фильмом актеру с трудом удавалось справляться с многочисленными перепадами настроения, к которым также прибавилась и мания преследования. Сценическую площадку знаменитый актер покидал, закутав в пальто голову, не разрешая некоторым участникам съемочной группы на себя смотреть. Для этого был даже составлен специальный список.

В отношении кинолент, в изобилии содержащих скабрезные сцены, сам Джим Керри уверял, что не испытывает в процессе съемок никакого стыда. Он всегда действует согласно сценарию фильма. У него есть дочь, которая смотрит фильмы с участием Керри. Сам актер уверен, что его ребенок должен нормально воспринимать подобные сцены, так как в будущем ему предстоит жить в реальном мире. В киноленте «Я, снова я и Ирэн», уверен исполнитель, «есть много сцен, полных любви и нежности».

Диагноз главного героя

Симптомы болезни, которая в психиатрии называется «раздвоением личности» (диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности ) заключаются в появлении в подсознании человека воображаемой иной личности, в результате чего тот осознает самого себя как два или нескольких совершенно различных индивида. В одних и тех же ситуациях больной человек может вести себя абсолютно по-разному, принимая диаметрально противоположные решения. Внутри человека как бы происходит «включение» одной личности и «выключение» другой.

Иногда личностей в подсознании больного может насчитываться до нескольких десятков. Они могут различаться не только по характеру, но также по возрасту, полу, темпераменту, национальности, мироощущению. На момент «активности» одной личности «бездействуют» другие. В медицине «раздвоение личности» классифицируется как одно из проявлений шизофрении. Причинами подобного заболевания могут послужить, в частности, сильные эмоциональные переживания, психологические травмы. Это заболевание исключительно редкое, поэтому в течение длительного времени среди специалистов в области психиатрии само существование диссоциати́вного расстро́йства иденти́чности ставилось под сомнение.

Награды, номинации

В 2001 году фильм братьев Питера и Бобби Фарелли «Я, снова я и Ирэн» выдвигался на получении Премии канала MTV (MTV Movie Awards). Это ежегодное телевизионное шоу по присуждению наград в области достижений американского кинематографа во многом пародирует церемонию вручения престижной кинопремии «Оскар». На премию претендовал знаменитый комик Джим Керри в номинации «Лучшая комедийная роль», в итоге уступив награду Бену Стиллеру, отметившегося работой в комедии «Знакомство с родителями».

Мировые сборы

Как бы то ни было, комедия «Я, снова я и Ирэн» нашла своего зрителя, не зря фильм в начале двухтысячных был необычайно популярен в Америке. Об этом говорят и кассовые сборы. При внушительном бюджете в 51 миллион долларов (!) мировые кассовые сборы составили $149 270 999, лишь только в США приблизившись к планке в сто миллионов долларов. Таким образом проект не стал убыточным для своих создателей, принеся в конечном итоге им удвоенную прибыль. А о том, что фильм – американский и снят он, в основном, для самих же американцев, говорит и зрительская аудитория: США – 16,5 миллионов кинозрителей, Великобритания – 943,8 тысячи зрителей, Испания – 1, 29 миллионов.

Итог

Выпустив на широкий экран комедию «Я, снова я и Ирэн», Питер и Бобби Фарелли впервые в истории мирового кинематографа рассмотрели такое психическое заболевание как раздвоение личности с юмористической точки зрения. Хотя, смешного, конечно же, в этом довольно мало. Но такова специфика американских комедий. До появления этой киноленты персонажами, страдающими раздвоением личности, становились исключительно психопаты и маньяки – герои фильмов определенного криминально-триллеровского жанра. Наверное, в этом может заключаться своеобразное новаторство знаменитых американских режиссеров. А для Джима Керри подобная роль – просто находка.

Тем не менее, как уже отмечалось ранее, фильм вызвал противоречивые оценки. Многие шутки, которыми изобилует комедия, находятся буквально «на грани» дозволенного, а то и за ней. Назвать неудачными их сложно. Так же, как и назвать смешной сцену добивания больной коровы, которая длится минут семь экранного времени. В свое время одна из сцен фильма «Побег из Шоушенка» (1994г.), где птице скармливается живая личинка, вызвала бурю негодования среди защитников животных. Создателям фильма пришлось потратить немалые силы чтобы найти «неживую» личинку и средства для того, чтобы переснять сцену. Однако в комедии Фарелли у «зеленых» вопросов почему-то не возникало. Никто никакие сцены издевательств над животными не переснимал.

Вызывает здоровое возмущение и массу других вопросов также сцена утопления (!) ребенка в фонтане. Ювенальная юстиция, вероятно, пропустила этот фрагмент фильма. Или тоже сочла смешной шуткой. Существует еще большое количество спорных «юморных» моментов в фильме.

Тем не менее, многие зрители уверены в том, что количество неудачных и удачных шуток в фильме уравновешено. И выглядит в целом картина совершенно нормально. Кинолента сравнивается с другими плодами творчества мастеров Фарелли. Отмечается то, что «Я, снова я и Ирэн» в плане пошлости, выходящей за грани возможного, значительно выигрывает у своих собратьев, той же «Кое-что о Мэри» (1998г.). Выделен ряд удачных диалогов, а также отдельно отмечена исполнительская работа Джима Керри, который великолепно справился со своей сложной ролью, сохраняя разумный баланс между выражением человеческих эмоций и другими мимическими движениями лица, называемых в просторечьи кривлянием.

Как бы то ни было, фильм вышел на экраны и обрел своих поклонников, в дружные ряды которых влились и поклонники Джима Керри. Однако этого исполнителя, в отличие от публики, не очень жалуют представители Академии киноискусства США. Интересен факт, что актер, имеющий огромную популярность во всем мире, ни разу не был номинантом престижной кинопремии «Оскар».