В две тысячи двенадцатом году в ограниченный прокат вышел драматический фильм «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, ставший четырнадцатым  и последним в его карьере режиссера. Необычный жанр, в котором была снята картина, вскоре получил среди критиков название «православный роуд-муви». Если разобраться, то определение получилось довольно точное. Роуд-муви – дорожное кино, отличается тем, что главной сюжетной линией является путешествие главного героя или героев к какой-то конечной цели. На пути к ней им нужно преодолеть множество преград, а в конце может оказаться так, что дорога, ведущая к цели – бесконечна. Тема религии всегда присутствовала в работах Балабанова. «Я тоже хочу» рассказывает историю группы совершенно разных людей, объединенных одним наивным, но истинным, идущим из самой глубины души, желанием – найти свое счастье. По слухам, где-то под Санкт-Петербургом есть так называемая Колокольня Счастья, из которой «забирают» людей. Но забирают отнюдь не всех подряд, а лишь достойных. Остальные же так и не вернулись из тех мистических краев. Актерский состав, как это всегда практикует Балабанов – сплошь непрофессиональные актеры, для многих из которых это стало дебютом. Например, студентка-первокурсница Алиса Щитикова, для которой этот первый опыт стал настоящим испытанием, сын режиссера – Петр Балабанов, да и сам Алексей. Хотя некоторые могут заметить – режиссер уже выступал в роли «камео» в короткометражном фильме «Трофим», но как отвечал сам Балабанов – тогда это требовали условия постановки, а здесь он сам так решил. Премьера картины на широких экранах состоялась тринадцатого декабря – в ста тридцати кинотеатрах по стране. «Я тоже хочу» — очень специфическое жанровое кино, которое традиционно «не слишком жалуют», посмотрело около тридцати тысяч российских зрителей.

История создания:

В одном из интервью на вопрос, что же вдохновило его на создание «Я тоже хочу», Алексей Балабанов сначала не мог ответить конкретно, просто сказав, что «родилась идея сама по себе, и все». Но в итоге вспомнил, что как-то раз, они с оператором Александром Симоновым случайно увидели покосившуюся полуразрушенную колокольню на острове в поселке Шексна. Именно эта картинка и легла в основу. По словам режиссера, у него всегда так – «все начинается с картинки».

Во время того же интервью Балабанов поведал, что фото с этой колокольней у него стоит на заставке рабочего стола компьютера. Местные жители же утверждали, что постройка вот-вот рухнет. Алексей Балабанов умер восемнадцатого мая две тысячи тринадцатого года, а через сорок дней колокольня Запогостской церкви обрушилась.

Производство:

Съемки кинофильма «Я тоже хочу» можно разделить на два периода – зимний и летний. Зимний период начался в конце февраля две тысячи двенадцатого года. Съемки проходили в Бежецком районе Тверской области, а конкретнее – в селе Еськи, расположенном в тридцати километрах от районного центра. Это место многим привлекало съемочную группу и главного «творца» — Алексея Балабанова. Село стоит на двух реках – Осени и Мологе, которые сливаются в месте, называемом Алтарь. Здесь же вырос и Самсон Федорович Пешехонов – основатель уникальной тверской иконописной школы. Однако главной достопримечательностью все же является Церковь Богоявления Господня, построенная еще в восемнадцатом веке, на стенах которой сохранились редкие клеевые росписи, уровень которых, по мнению специалистов, соответствует памятникам с мировым значением. Однако, как признались создатели, эта церковь нужна были им лишь «для картинки», так как очень хорошо сохранилась. А «та самая» Колокольня Счастья находится в поселке Шексна Вологодской области. Вокруг нее руины бывшей Запогостской церкви, да и сама она претерпела сильные разрушения. Съемки в Тверской области завершились в начале марта, после чего начался «летний период», и группа переехала обратно в Санкт-Петербург.

Автором сценария, по давно сложившейся традиции стал сам Алексей Балабанов, продюсером выступил давний куратор его проектов – Сергей Сельянов. Съемочной группой руководил оператор-постановщик Александр Симонов, который работал с режиссером с две тысячи седьмого года в фильмах «Груз 200», «Морфий», «Кочегар». Кстати, именно ему удалось убедить принципиального Балабанова работать в этот раз с «цифрой», потому что на этапе постобработки это сыграет им хорошую службу. Они использовали качественную камеру Red One, получившую большую популярность во всем мире, и в частности – Голливуде. Финансировала производство компания «СТВ».

Актерский состав:

В последних фильмах Алексея Балабанова играют неизвестные актеры, которых не встретишь на пафосных вечеринках с красными коврами и платьями с сотней кристаллов Сваровски. Сам он объясняет этот факт тягой к правде. Когда люди играют сами себя, они даже не являются актерами. Ведь если человек играет кого-то другого – то это уже жанровое кино. А ему, Балабанову, хочется снимать правду.

Юрий Матвеев, например, в фильме так и остается Юрием Матвеевым, хотя его чаще называют кличкой – Матвей. Юрий работал в предыдущем проекте Балабанова — «Кочегар». Александр Мосин, сыгравший Бандита – снимался в фильме две тысячи восьмого года «Морфий», снятого Балабановым по сценарию Сергея Бодрова младшего. А вот с еще одним важным персонажем Музыкантом – Олегом Гаркушей, вокалистом и шоуменом группы «АукцЫон», он работал впервые. Но Гаркуша – по сути своей прирожденный артист, поэтому влился в коллектив легко и непринужденно. Девушка, сыгравшая проститутку Любу – Алиса Щитикова, попала путем стандартных кастингов-прослушиваний. На тот момент она была студенткой-первокурсницей. По ходу съемок ей пришлось очень непросто – не каждый согласится просто предстать «в чем мать родила» перед съемочной группой и объективами камер, а уж на то, чтобы побегать нагишом по снежным сугробам – согласятся единицы, в особенности – среди молодых девушек. Неким сигналом о том, что фильм  «Я тоже хочу» является чем-то личным для режиссера, стал тот факт, что он сам впервые снялся в собственном фильме, да еще и сына Петра задействовал.

Музыкальное сопровождение:

Несомненно, важную роль в восприятии видеоряда в фильме «Я тоже хочу» играет музыкальное сопровождение. Оригинальные мелодии, мастерски подобранные по времени, пронзительные искренние тексты – помогают еще глубже погрузиться в атмосферу происходящего. С самого начала предполагалось использование разнообразной, но единой по общему настрою музыкальной темы. Было решено использовать песни группы «АукцЫон», а также бывшего лидера этой группы, занимающегося сольными проектами – Леонида Федорова. Окончательное решение по поводу утверждения музыкальных композиций принимается при монтаже, и решается – имеются ли подходящие треки из уже записанных, или нужно создать что-то еще. В данном случае – обошлись старыми «запасами» «АукцЫона» и Федорова, благо запасов этих набралось по настоящее время в приличном количестве. Всего в саундтреке было использовано восемь композиций: «Голова-Нога», «Зимы не будет — 1-2», «Жи Доголонога — 2» «АукцЫона», и вторая половина — «Весна», «Тетрадь», «Душа», «Элегия» Леонида Федорова.

Религиозные мотивы:

Режиссер Алексей Балабанов являлся верующим человеком, и религиозные мотивы, так или иначе, возникают в его картинах, иногда играя чуть ли не основную роль. «Я тоже хочу» не стал исключением – при внимательном просмотре и хорошем знании материала, можно заметить множество евангельских мотивов и цитат. Та же самая Колокольня Счастья вызывает самую первую ассоциацию – Страшный Суд. Правда в Колокольню люди идут добровольно, но там им также предстоит узнать, достойны ли они «улететь», познать свое счастье или нет. Добровольная явка на Суд не дает никаких привилегий, и если уж на то пошло – то исповеди и Причастия тоже не спасут грешника. Каждому воздастся по делам его. А вот если человек действительно хочет открыть свою душу, то это может принести свои плоды. Песня, исполненная Музыкантом в стиле Владимира Высоцкого – есть ни что иное как самая настоящая исповедь. Не просто наигранный и вошедший в привычку обряд, а что-то, идущее из самых потаенных глубин измученной души. Тот же Бандит, который подготовился лучше всех к последнему Путешествию, является типичным представителем фарисейского, ханжеского взгляда, который ни к чему хорошему не приводит. В разговоре с Музыкантом, он бросает фразу, что «он решил съездить к Колокольне за счастьем, у него вобла хорошая есть – может, возьмут». И хотя рыба является символом Христа — знающим людям сразу становится понятно, что его взгляды на жизненные истины – взгляды типичного приверженца фарисейства, лицемерия.

Друг Бандита – Матвей, который отказывается идти к Колокольне, когда до нее рукой подать, оправдывая свой поступок тем, что хочет похоронить отца как полагается – в земле. Его поведение отлично иллюстрирует одну из цитат Иисуса Христа — «мертвые пусть хоронят своих мертвецов». А «блудница» Любовь, нагишом бегающая среди развалин разрушенного старого храма с красочными фресками – ничто иное как современная интерпретация кающейся Марии Магдалины.

Выход в прокат и награды:

Впервые фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» был показан на Венецианском кинофестивале в рамках программы «Горизонты». Через месяц состоялась и российская премьера – на международном кинофестивале, проводимом в Санкт-Петербурге. На нем же Алексей Балабанов удостоился премии «Золотой Ангел» за лучшую режиссуру. В начале декабря в московском кинотеатре «Ролан» состоялось открытие фестиваля «Зимняя эйфория», в ходе которого «Я тоже хочу» также был показан. А уже на следующий день  — картина поступила в широкий прокат. Правда, несколько скромно – было реализовано чуть более ста копий. По итогам проката кассовые сборы фильма составили семь миллионов рублей.

На Международном кинофестивале «2morrow/Завтра», проводимом в Москве с две тысячи седьмого года, фильм удостоился награды за лучший сценарий, а также получил приз зрительских симпатий. Помимо этого, картина «Я тоже хочу» была отмечена на Девятнадцатом Открытом фестивале кино стран СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии «Киношок» призом кинопрессы имени Ирины Шиловой.

Отказ от сотрудничества с прессой:

Когда только появилась новость о том, что Балабанов решил снять новое кино, тут же нашлось немало желающих описать это событие, попытаться что-то выведать по поводу задумок создателей, а в идеале – поприсутствовать на самих съемках. Между тем во время первого и самого интригующего периода съемок – зимнего, проходящего в Бежецком районе, никому из представителей прессы не удалось выйти на контакт со съемочной группой и создателями. На самом деле, как потом заявлял продюсер Сергей Сельянов, никакой «секретности» они не напускали. Причиной были условия проживания, в которых трудилась группа. В небольшом городке Бежецке, расположенном в двух часах езды от Твери, даже съемочной группе и актерам с трудом удалось найти жилье. В результате – половина из них жили в экстремальных для привыкших к комфорту городских жителей условиях. Чтобы избежать стрессов, создатели даже постарались сократить количество участников до минимума. И звать журналистов было попросту некуда – не в подвалах же их селить.

Стоит, однако, отметить, что сам режиссер Алексей Балабанов не любил, чтобы на площадке находились посторонние, будь то пресса или просто зеваки. Да и на интервью соглашался крайне редко и неохотно, отвечая на вопросы парой-тройкой скупых фраз. И, несмотря на то, что многие из его творений достигли невероятной популярности – чего только стоит дилогия «Брата», Балабанов – один из самых «нераскрытых» персонажей отечественного кинематографа.

Интересные факты:

  • При съемках фильмов не было построено ни одной декорации.
  • Во время сцены, где Бандит пошел покупать спиртное для Матвея, а последний начал переодеваться прямо в машине – отчетливо слышны звуки довольно серьезной, судя по удару и скрежету, аварии. Было ли это с какой-то целью наложено при монтаже, или же на самом деле произошло ДТП, неизвестно – но на лице актеров в тот момент не отразилось никакой реакции.
  • Все использованные в фильме квартиры, а также черный джип – принадлежат кому-либо из создателей или актеров.
  • Алисе Щитиковой на самом деле пришлось бегать зимой голышом по снежным сугробам. Даже в кадре можно заметить, что она несколько раз падала или проваливалась в снег. В общей сложности во время съемок — «пробежки» девушки заняли не менее получаса.
  • В одном из интервью режиссер Алексей Балабанов обмолвился, что вероятно это его последний фильм. А в следующем году он умер, в возрасте всего пятидесяти четырех лет. Получается, что Балабанов предсказал свою смерть, изобразив ее в своем же фильме.