Dupa dealuri

Oblogka_Za_HolmamiРумынский кинематограф в последние годы явно, как говорится, «пошел в рост». Правда, вот о качестве выпускаемых картин можно и поспорить. Но есть на румынском кинонебосклоне одна ярчайшая звезда, и имя этому светочу — Кристиан Мунджиу. Режиссер, сценарист, да и вообще обладатель множества разнообразных талантов, в две тысячи двенадцатом году выпустил на свет картину, о которой и пойдет речь, а именно – киноленту «За холмами», которая принесла ему очередной успех и даже очень престижную кинопремию, но об этом чуть позже.

Канны потрясли киноленты румынского режиссера

Сам Кристиан Мунджиу вырос в то время, когда над Румынией «нависали» социалистические реалии, однако с самой школьной скамьи он сумел поставить себе определенную цель, и двигаться к ней на протяжении всей жизни. После окончания общеобразовательной школы молодой человек поступил на филологический факультет Ясского университета. Основной специальностью его должна была стать английская литература. Однако не того жаждал мятежный дух и пытливый ум будущего режиссера, как только изучать разнообразных английских классиков и современных писателей вроде Шекспира, Милтона или Свифта. Конечно же, сами по себе эти творцы были Кристиану очень интересны, но более всего ему хотелось создать что-либо свое, собственное.

В девяносто восьмом году прошлого века Мунджиу закончил еще один университет и уже именно по той специальности, которой и собирался посвятить всю свою жизнь. Университет кино в Бухаресте очень приветливо встретил, на самом деле, талантливого и перспективного абитуриента, а потом и выпроводил, так сказать, во взрослую жизнь, вперед, к светлому будущему. В двухтысячном году вышел первый кинофильм, правда, короткометражный, но от этого ничуть не становящийся хуже, «Zapping», где Кристиан выступил в роли сценариста и режиссера. С тех пор так и повелось, Мунджиу сам писал сценарии и сам же руководил съемками своих же проектов. Первый полнометражный художественный фильм режиссера вышел на экраны в две тысячи втором году, а назывался он «Запад». Кино, в целом, получилось достаточно хорошим, однако внимание мировой общественности все же не привлекло.

Но режиссер никогда не сдавался и остановить его на пути к цели мог, разве что, паровоз на полном ходу. Спустя пять лет после «Запада» он сделал тот фильм, который и принес ему мировую известность, славу и любовь зрителей, а еще такое долгожданное удовлетворение от проделанной работы. Это был фильм с длинным названием «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Это кино стало в полном смысле детищем Кристиана. Он, традиционно, сам написал к нему сценарий и занимался режиссурой. На шестидесятом кинофестивале в Каннах фильм, как говорится, снял сливки — получил высшую награду «Золотую пальмовую ветвь». Это был настоящий успех. Однако Кристиан Мунджиу не привык останавливаться на достигнутом, он продолжил работу. В две тысячи девятом году он выпустил киноальманах «Сказки Золотого века», который тоже был положительно оценен, как критикой, так и зрителями. Но альманах – это жанр особый, и понравится он далеко не каждому, а от режиссера страна ждала новых шедевров. В две тысячи двенадцатом году все, на самом деле, дождались, наконец-то полнометражного игрового кино. Стал им представляемый тут кинофильм «За холмами» — кино во всех смыслах качественное и интересное.

Реальность бывает гораздо страшнее вымысла

Как и в предыдущем успешном кинопроекте, в фильме «За холмами» события разворачиваются вокруг двух подруг, которые и являются основными персонажами происходящего на экране. Нужно сказать, что сценарий был написан режиссером вовсе не случайно. Однажды Кристину попали в руки материалы, опубликованные в виде самостоятельной книги Татьяной Никулеску Бран, журналисткой телерадиокомпании «ВВС». Татьяна много ездила по миру в рамках служебных обязанностей и чрезвычайные происшествия, действительно имевшие место, поразили ее до самой глубины души, что явно прослеживается в ее сочинении. Кристиан, конечно же, очень сильно обработал сюжет, фактически реально-дикий случай, адаптировав его для кино, но общее настроение оставил нетронутым. Сюжет, который зритель увидит на экране, действительно цепляет. История двух девушек, имевших некогда определенные отношения, выглядит, может быть, и не привлекательно, но точно трогает струны человеческой души. Одна из главных героинь, девушка по имени Алина, после долгой разлуки со своей подругой возвращается обратно, в Румынию, чтобы выручить ту из «плена» религиозной общины, а на самом деле монастыря. Алина ужасно соскучилась в чужой стране без любимой подруги, Германия больше не радует и не влечет разноцветными огнями, потому что рядом нет той, которая могла бы разделить с нею эту радость и счастье бытия.

Играет Алину румынская актриса, по имени Кристина Флутур, симпатичная молодая женщина тридцати пяти лет, вполне похожая на того персонажа, которого она и создает на экране. Несмотря на достаточно малый опыт работы в кино, сыграла она очень даже реалистично. До проекта «За холмами» Кристина долгое время работала в телесериале под названием «Три кинотеатра», причем в роли себя самой. Алина в ее исполнении получилась очень живой, импульсивной, склонной к необдуманным поступкам, но все же ничем не заслуживающей того, что с ней произошло впоследствии. Ведь подруга не желает покидать монастырь и ехать в Германию, и отказывает Алине, у которой случается самый настоящий нервный срыв. Тут бы в пору ее психиатрам показать, консилиум собрать и решить, как же лечить девушку, но ничего этого не будет…

Подругу Алины, ту самую Войчиту, за которой она и отправляется в глухой румынский монастырь за холмами, исполняет еще одна довольно колоритная актриса по имени Козмина Стратан. Ее ангельское личико с небесно голубыми глазами, действительно делает героиню похожей на монахиню. Отрешенный взгляд, медлительные жесты, склонность к самосозерцанию — вот что удалось воплотить в своем персонаже этой начинающей актрисе, перед которой сейчас открывается весь мир. А все благодаря именно этой роли.

Как распинали любовь

Само действие киноленты почти полностью происходит в забытой, как говорится Богом и людьми, румынской деревне, медленно умирающей, так как молодежь больше не желает ни возделывать землю, ни разводить скот там, где цивилизация не прошла победоносной поступью, принося в каждый дом газ, свет, интернет и другие блага. Во многом фильм затрагивает именно социальную трагедию деревни, где вера стала тем единственным, за что еще, кое-как, цепляются оставшиеся жители, в основной массе своей депрессивные и глубоко замкнутые люди. Во многом, эта вера уже трансформировалась в нечто иное, а на ее место ринулись самые отвратительные пороки, а также, собственно, безверие и ханжество, которые в первую очередь и явились причиной случившейся трагедии.

На самом деле, фильм просто невероятно трудный, сложный, и в этом виновата, отнюдь, не продолжительность ленты. Хотя два с половиной часа выносить эту драматическую, очень депрессивную картину, действительно сложно, но оно того стоит, фильм имеет такой мощный и серьезный подтекст и скрытый смысл, который не поймешь, пока самостоятельно не посмотришь кино от начала, до самого конца. Фильм «За холмами» действительно отличается от всего, что зритель мог видеть ранее, однако не подготовленному мозгу лучше не начинать просмотр арт-хаус проектов с этого тяжелого кино. Мейнстрим, господствующий повсюду, вовсе не способен подготовить неокрепший мозг к реальности повседневной, жестокой и ужасной, жизни. Ведь и правда, кино получилось настолько реалистичным, что в некоторых моментах зритель может и потеряться между правдой и ложью, между лицемерием и откровенностью, и позабыть, что находится в кинотеатре, или перед экраном телевизора. Кроме того, режиссер Кристиан Мунджиу обладает такой уникальной способностью, как умение оставаться в стороне от навешивания ярлыков или выставления оценок, если можно так выразиться. Этим даром наделены далеко не все творцы современности, он не судит и не обвиняет, не подводит зрителя к каким-бы то ни было выводам, он будто не вовлеченный в действие, безучастный наблюдатель, спокойно констатирующий факты. Все, что он говорит, оценивать должен каждый сам для себя, без подсказок и «тычков» в спину.

Нет ничего страшнее безразличия реальности

Многие говорят, что общество «успешно» катится в средневековье, весело сверкая фейерверками, и единственное, что может спасти нас от гибели, это осознание. Так вот, именно этому осознанию и посвящен кинофильм «За холмами». Это вовсе не кино о мракобесах от религии, или о греховности всевозможных плотских утех, в том числе и гомосексуализма, намек на который прослеживается в киноленте, а посыл к тому, что пора бы уже и задуматься, куда же это мы так весело катимся. А не пропасть ли маячит там, за очередным поворотом? Усугубляется все это еще и тем, что подсознательно зритель постоянно подстегивает себя мыслью, что все действие-то основано на самых, что ни на есть, реальных событиях, которые произошли в две тысячи пятом году в Юго-Восточной части Румынии, в монастыре, посвященном Святой Троице. Тогда все закончилось весьма плачевно, и «сеанс экзорцизма» на самом деле повлек за собой смерть молодой девушки, из которой пытались изгнать злого демона, а изгнали, собственно, самую жизнь.

Как же повернул события Кристиан Мунджиу, узнать можно, только посмотрев это весьма достойное, хоть и невероятно сложное кино. Если чувствуете, что готовы увидеть настоящий фильм ужасов, в котором нет совершенно ничего мистического, никакой, простите, чертовщины, по дворам не бродит Чужой или Хищник, и толпы зомби не штурмуют последний приют напуганных людей, то смело приступайте к просмотру. Страшен фильм именно своей обыденностью, все ужасающие, ранящие душу события происходят с обыкновенными людьми, такими же, как миллионы наших соотечественников. Поразителен этот фильм еще и тем, что все происходящее совершенно не смотрится как события, которые происходят где-то далеко, кажется, что вот выйдешь на улицу и увидишь среди равнодушных лиц персонажей картины «За холмами». Кроме того, фильм наполнен чрезвычайно сильной символичностью. Кто умеет смотреть, тот, несомненно, увидит, если перефразировать знаменитые библейские строки.

Также, непременно, следует отметить, отличную операторскую работу, проделанную действительно талантливым человеком Олегом Муту. Он буквально ходит вслед за персонажами, запечатлевая каждую минуту их жизни, каждый жест или гримасу, а кульминацией всего действа — плавные черты, с отрешенными, невероятно спокойными глазами… В этом есть заслуга не только постановщика сцен, но также и оператора, это, несомненно. Фильм был снят, и режиссер отправился представлять его снова в Канны, рассчитывая на понимание и высокие оценки уважаемого жюри. И этот две тысячи двенадцатый год принес Кристиану Мунджиу очередной успех. Правда, «Пальмовую ветвь» фильму «За холмами» все же не дали, зато обе девушки, исполнительницы главных ролей, получили звание лучших актрис года, а сам Кристиан – приз за лучший сценарий. Ну что же, это вовсе не плохо, учитывая то огромное количество продуктов мировой кинематографии, которые и вовсе не попали даже в номинации.

О бюджете кинокартины создатели проекта, в лице самого режиссера, почему-то умалчивают, однако по неофициальным данным, он составил чуть более двух миллионов долларов. Основные средства пошли на постройку самого здания монастыря, который и воздвигли для съемок. Премьера состоялась в средине мая две тысячи двенадцатого года, но российский кинопрокат обзавелся этой впечатляющей вещью только в конце октября. Нужно сказать, что кассовые сборы могли бы реально разочаровать создателей проекта, если бы не были им так глубоко безразличны, отнюдь не деньги были причиной создания фильма, а то, что ему причитается по праву, он и так получил. В Соединенных Штатах прокатчики едва собрали около ста пятидесяти тысяч долларов, что еще раз доказывает, что «За холмами» — это кино вовсе не для всех, а лишь для тех, кто хочет и умеет думать. Кроме того, это кино лучше смотреть дома, замотавшись в теплый плед и отгородившись от свирепых законов окружающего мира. Российский зритель отнесся к фильму еще более прохладно, и кассовые сборы составили меньше двадцати тысяч долларов.