Oblogka_Za_MarksaКартину «За Маркса…», вышедшую в 2012 году, традиционно относят к «политическому» кино, где поднимаются серьезные вопросы и по поводу содержания которых можно дискутировать действительно долго. Фильм сложно назвать особенно успешным среди широкой зрительской аудитории, или же прибыльным с коммерческой точки зрения. Но среди российских кинокритиков он стал настоящим событием, которое многие уже назвали «возрождением политического кино» в РФ. С этим утверждением можно соглашаться или нет, но фактически кинолента «За Маркса…» действительно стала первым произведением, авторы которого не боялись открыто заявлять о классовых проблемах в обществе. Основой для фильма являются события кризисного времени, когда владельцы производства решают избавляться от всех своих проблем за счет рабочего класса, положение которого и так ощутимо ухудшилось за последние годы. Естественно, представители этого самого «рабочего класса» против, однако их протест не является молчаливым или пассивным. Устав от произвола «власть имущих», простые рабочие переходят к активным действиям, с помощью которых стремятся восстановить справедливость. В итоге довольно стандартный конфликт «богатых и бедных» превращается в настоящую битву идеологий.

С одной стороны баррикад – новые предприниматели, «выросшие» на законах капиталистического общества. Их главная цель – получение максимальной прибыли и эффективное производство. При этом, естественно, такие бизнесмены не учитывают пресловутый «человеческий фактор», т.е. потребности простого рабочего. Полагая, что любого сотрудника можно легко заменить, если он чем-либо недоволен, они действуют по вполне капиталистическим принципам, игнорируя потребности каждого конкретного человека. Это – классический образ «новых русских», пришедший еще с 90-х годов, когда страны всего бывшего СНГ еще проходили период экономического становления.

Но есть и те, кто противодействуем им. Это – рабочий класс, люди «советской закалки», привыкшие честному труду и живущие по тезису «каждому по потребностям». Того, что они получают в новой, капиталистической России, не хватает для достойной жизни, а отношение к ним со стороны непосредственных работодателей вряд ли можно назвать уважительным. Но рабочие не желают, чтобы их просто эксплуатировали, они требуют тех прав, которых действительно заслуживают. В итоге получается очередная «революция» за идеалы социализма, правда, куда менее масштабная, чем та, что прошла в октябре 1917 года. Во время просмотра фильма «За Маркса…» явно видно, на чьей из сторон симпатии авторов. Впрочем, это можно заметить уже из названия картины. С позицией создателей можно соглашаться или нет, но вот посмотреть картину определенно стоит, хотя бы для того, чтобы увидеть один из самых удачных русских политических фильмов начала века.

Однако не нужно думать, что кинолента абсолютно серьезна и лишена таких вещей, как юмор или гротеск. Пускай «За Маркса…» никак нельзя назвать комедией, она представляет извечный конфликт двух классов скорее в символичном ключе, не делая из событий фильма призыв к революции или что-то подобное. При всем этом фильм получился не легкомысленным, а вполне серьезным и глубоким. Главное, что он содержит – это не воззвания к экстремизму или прочим подобным явлениям. «За Маркса…» демонстрирует наглядные методы борьбы за собственные права, чего бы это не стоило. Таким образом, киноленту вполне можно назвать истинно «народным» фильмом, который особенно понравится тем людям, жившим в период СССР. С другой стороны, важно учитывать, что все происходящее носит весьма субъективный характер, а сама картина, несмотря на свое содержание, была оценена довольно узкой аудиторией поклонников арт-кинематографа и творчества Светланы Басковой в частности.

Конечно, чтобы получить удовольствие от просмотра, не обязательно быть частью какого-либо политического движения. Фильм отсылает скорее к моральным, общечеловеческим вопросам, которые одинаково волнуют любую аудиторию. В этом, возможно, состоит его главное достоинство. Пресловутая «машина капитализма» и сегодня продолжает молотить человеческие жизни, причем это наблюдается во всех странах мира, независимо от их официального политического курса и даже идеологии. Такое устройство современного мира нельзя изменить, но вот улучшить положение каждого конкретного человека всегда под силу, если рабочий класс станет бороться за свои права сообща, как сделали герои фильма. Это лишь одна из возможных трактовок происходящего в «За Маркса…», и каждый зритель волен сделать свою собственную. Главное помнить, что кино – это только лишь произведение искусства, отражение реальности, а не призыв к конкретным действиям. Впрочем, это касается в той или иной мере абсолютно каждого фильма, просто этот куда «ближе» остальных к нашей действительности, чем большинство других. Для русского кинематографа начала XXI века это уже можно назвать серьезным преимуществом.

«Дискутивность» и предельная острота картины делает ее тем самым произведением искусства, которое буквально создано для сознательных людей, стремящихся к пресловутыми идеалам «свободы, равенства, братства», только уже в современном, капиталистическом мире. Фильм «За Маркса…» не предлагает наглядных методов решения проблем, которые можно использовать в реальной жизни, но дает благодатную почву для размышлений о судьбах рабочего и «буржуазного» классов, которые никуда не делись после развала СССР, а только приобрели другие названия и формы.

Отношение авторов к «новой России» и «новым русским», по всей видимости, и стало отправной точкой для создания фильма. Новые трудовые отношения между работодателем и сотрудниками перестали быть честными, а простые люди оказались зависимы от прихотей своего начальства. Такой резкий переход к агрессивному капитализму в свое время вызвал серьезные волнения, а для большинства стран СНГ настал тяжелый период. Сегодня ситуация успела измениться, а вот в лучшую или худшую из сторон, каждый решает сам для себя. «За Маркса…» лишь проливает свет на типичные проблемы кризисного времени, когда людям, которые десятилетиями привыкали работать в советском государстве, пришлось столкнуться с новыми трудностями. На момент выхода фильм все еще можно было назвать актуальным, несмотря на то, что после развала СССР прошло более 20 лет.

Дата официальной мировой премьеры – 8 февраля 2013 года, а состоялась она на Международном Берлинском кинофестивале в Германии. Российские зрители смогли посмотреть картину, начиная с 14 марта 2013 года, прокатом на территории РФ занималась дистрибьюторская компания «Сине Фантом». Фильм рекомендуется для просмотра лицам старше 16 лет.

Съемочная группа

Режиссером картины стала Светлана Баскова, чьи фильмы всегда отличались оригинальностью стиля и остротой проблематики. Хорошими примерами могут служить такие киноленты, как «Пять бутылок водки» (2002 год) и вышедший лишь на видео «Зеленый слоник» (1999 год). Все эти произведения также не имели громкого коммерческого успеха, однако вызвали определенный резонанс среди любителей кинематографа. Характерными чертами практически для любого фильма Басковой является гротескное изображение событий, что можно наблюдать и в картине «За Маркса…». Кроме того, конкретно в этой работе режиссер открыто выразила свои политические взгляды, что можно считать довольно смелым шагом. В ранних фильмах Басковой решались скорее духовные, внутренние проблемы героев, а все социальные проблемы благополучно оставались «за кадром».

Остальные работы Басковой — «Одно решение – сопротивление» (2011), «Моцарт» (2006), «Голова» (2004), «Кокки – Бегущий Доктор» (1998), имели самую разнообразную тематику. Некоторые из них посвящены искусству и всем проблемам, которые ожидают творца на своем пути («Моцарт»), другие более экстравагантны («Зеленый слоник»), а отдельные фильмы и вовсе относят к кино жанра «трэш» («Кокки – Бегущий Доктор»). Однако общий авторский стиль Светланы Басковой присутствует в любой из этих киноработ. Кроме прочего, постановщик является и сценаристом собственных картин, в том числе и «За Маркса…». Все это позволяет назвать ее киноленты в полном смысле авторскими.

Оператором стал Максим Мосин, который отличился работой в качестве оператора русских сериалов «Клуб» (выходил с 2006 по 2009 годы), «Наши соседи 2» (2011 год), «Катина любовь» (2012), «Легальный допинг» (2013) и так далее. «За Маркса…» стал единственным опытом Максима Мосина в полнометражном кинематографе и, если судить по отзывам на популярных интернет ресурсах, самым удачным в его карьере. Продюсированием занимались Андрей Сильвестров и Глеб Алейников (сериал 2012 года «Мы с Ростова», фильм «Мозг»). Как продюсеры они постоянно сотрудничали друг с другом, а кроме того оба являлись актерами, сценаристами и режиссерами полнометражных и короткометражных фильмов. Художником картины «За Маркса…» также стала Светлана Баскова, которая регулярно занималась художественным оформлением своих киноработ.

Актеры и персонажи

Примечательно, что в фильме «За Маркса…» снялся артист Владимир Епифанцев, который часто участвовал в фильмах Басковой. Здесь он исполнил одну из главных ролей, также, как и в ранних работах этого постановщика – «Зеленый слоник» (официальный дебют Епифанцева в кино) и «Пять бутылок водки». Кроме прочего, он снялся в таких телевизионных сериалах, как «Холостяк», «Кремень», «Кремень. Освобождение», «По горячим следам», «Все началось в Харбине», «Собачья работа», «Подстава», «Побег» и т.д. В большинстве из них он исполнил второстепенные роли, а благодаря своим «телевизионным» успехам Епифанцев сумел простроить успешную карьеру в кино. Такие киноленты, как «Фартовый» (2006), «Мама не горюй 2» (2005), «Живой» (2006), «Я остаюсь» (2006), «Generation П» (2011), «Дом» (2011), «Шпион» (2012) и другие, стали удачными как с коммерческой, так и с художественной точки зрения.

Кроме Епифанцева, в фильме сыграли Сергей Пахомов, Виктор Сергачев, Лаврентий Светличный, Денис Яковлев, Михаил Калинкин и Александр Ковалев. Сергей Пахомов исполнил роли в таких картинах как «Голова», «Пять бутылок водки», «Зеленый слоник» и «Моцарт» Елены Басковой, «Шапито-шоу: Любовь и дружба» Сергея Лобана, сериале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» и т.д. Нестандартная внешность артиста и его дарование позволяют Пахомову сниматься в ярких и оригинальных работах ведущих российских независимых режиссеров. Виктор Сергачев – самый опытный артист из всей съемочной группы. Его «послужной список» включает в себя фильмы «На златом крыльце сидели», «Ермак», ««Три тополя» на Плющихе», «Премия», «Три толстяка», телевизионные сериалы «Мертвые души», «Кортик», «Михайло Ломоносов» и другие. На момент выхода фильма актеру было уже 77 лет. Лаврентий Светличный сыграл в таких сериалах, как «След», «Под ливнем пуль», фильмах «Консервы» и, конечно же, «За Маркса…». Другие артисты – Денис Яковлев, Михаил Калинкин и Александр Ковалев также преимущественно работали в сериалах, причем самых разнообразных: от комедийных «Интернов» до остросюжетных телешоу «Грозовые ворота», «Диверсант» или «Бригада».

Реакция критиков и зрителей

В целом, реакцию кинокритиков на картину можно назвать положительной. К примеру, на некоторых русскоязычных ресурсах, посвященном оценке фильмов, рейтинг критиков составил 90%. Вместе с тем, кинолента не пользовалась большой популярностью среди простых зрителей, что явно видно по количеству проголосовавших (всего около 1000 человек). Средняя оценка «За Маркса…» — 6,7 балла, и она выше, чем у большинства картин на данном портале. Интересный факт, что на англоязычном сайте IMDb зрительская оценка точно такая же – 6,7 баллов. Однако нужно заметить, что общее количество голосов слишком мало, чтобы сделать статистическую выборку – их менее 100. Таким образом, оценка может значительно измениться, ведь для этого достаточно всего нескольких голосов. С учетом того, что лента так и не вышла в международный прокат, зарубежные критики оставили ее без внимания. Следовательно, на ресурсах вроде Rottentomatoes она не оценивалась.