Ella Enchanted

Oblogka_EllaСовременному человеку, заключенному в пыльно-бетонную тюрьму повседневности, несомненно, хочется сказки. Самой настоящей сказки, с чудесами, чтобы кролик на ходу доставал часы из жилетного кармана, чтобы карета на полном ходу превращалась в тыкву, а каурые скакуны в мышей, чтобы далеко в небе, где-то за облаками, был вовсе не смог и озоновые дыры, а самый настоящий летающий остров. Чтобы наши домашние любимцы, однажды открыв пасть, заговорили человеческими голосами, а злодеев было видно сразу, по выражению их вредных лиц. Причем желание это, непреодолимая жажда приключений, совершенно не зависит от возраста или социального положения. Кем бы мы не работали и какие бы сложные дела не выполняли бы, все равно, в глубине души, может, очень-очень далеко, в самых темных закоулках, притаился маленький ребенок, который только и ждет повода, чтобы выбраться наружу, поиграть, побегать, разгуляться… Именно такую возможность, стать ребенком хотя бы на час, хоть на миг, и хотели представить зрителю, создатели легкой романтической волшебной сказки под названием «Заколдованная Элла». Однако начало истории о девочке с дивным заклятием положила американская писательница с длинным и не привычным для русского уха именем, Гэйл Карсон Ливайн. Книга, написанная взрослой, вполне зрелой и успешной, женщиной и опубликованная в девяносто седьмом году двадцатого века, мгновенно приобрела всенародное признание и любовь. А все, видимо, потому, что Гэйл так и осталась маленькой девочкой, что млела от историй о Питере Пэне, мальчике, который не желал взрослеть, и обожала, просто боготворила, свою старшую сестру, которая стала художником и проиллюстрировала многие сказки своей маленькой сестрички.

«Заколдованная Элла» сразу понравилась всем, кто ее прочел. Веселая, немного сумбурная история пришлась по душе, видимо, и критикам, так как спустя всего год, эта книга, рукописи которой поначалу повсеместно отклоняли редакторы, наконец-то, получила заслуженную награду. В тысяча девятьсот девяносто восьмом году сказка удостоилась престижной американской литературной премии «Newbery Honor». Это был успех, но писательница даже не догадывалась, какой успех, признание и известность ждет ее впереди. Она, как и все творческие люди, просто не задумывалась о славе, а та тихонько поджидала момент, таясь за углом. К огромному сожалению, на русский язык сказку, почему-то, так и не перевели.

Момент, когда Гэйл Ливайн стала известной на весь мир, наступил тогда, когда в 2004 году режиссер, актер и сценарист Томми О’Хейвер решил снять киноленту по мотивам этой замечательной, простодушной сказки со счастливым концом. Компания «Miramax Films» вполне доброжелательно отнеслась к идее режиссера снять экранизацию этой замечательной истории, так понравившейся всей Америке, и постепенно набирающей популярность и в Европе.

Театр начинается с вешалки, а кино…

Сам Томми О’Хейвер, рыжеволосый ирландец, с открытым взглядом и добрыми глазами, уже был достаточно известен. В его послужном списке короткометражка «Каталина», «Голливудский поцелуй Билли» в девяносто восьмом, а также и «Вирус любви» в первом году нового тысячелетия. Его любили и знали многие, однако сказок он раньше не снимал, и следует сказать, как для дебюта, фильм получился на славу, что и не замедлили оценить привередливые американские зрители, а за ними уже, и весь мир. Приглашенные сценаристы старательно адаптировали литературную, так сказать, книжную версию «Эллы», сделав ее на самом деле сказочной, яркой и красочной, словно конфетная обертка. Сценарием занимались профессионалы, Кирстен Смит и Лаури Крейг, это видно с первых минут фильма, хотя ляпов и мелких недоразумений с авторским текстом все же избежать не удалось. Однако, в общем, сценарий полностью соответствует тексту сказки, ни сюжет, ни смысл в процессе не потерян, и это, конечно же, сыграло на руку режиссеру.

С чего же начинается любое кино, будь оно американское, российское или эфиопское? Ответ на этот вопрос лежит прямиком на поверхности. Кино начинается с подбора актеров, точно так же, как театр начинается в вешалки, как бы банально это не звучало. Кастинг был довольно широк, из множества претенденток на роль Эллы была выбрана Энн Хэтэуэй, тут Томми О’Хейвер попал в самое яблочко. Лучше актрисы для простодушной, милой девочки, которая не может отказать в просьбе даже самым противным и гадким людям, просто не найти. А чего стоит один только ангельский голосок Энн, который, к сожалению, доводится слышать достаточно редко!

Вообще-то, быть по-другому просто не могло, на кого же еще, кроме как на прекрасную принцессу со стажем с Диснеевской киностудии, могли взвалить такую роль? Именно она снималась у Гарри Маршала в «Дневниках принцессы», а потом, с огромным удовольствием, озвучивала персонажей мультипликационных фильмов, от которых таяли сердца малышей. Что говорить, даже и взрослые радостно смотрят эти мультики, впадая в детство, в хорошем, конечно, смысле. Предложение сняться в «Призраке оперы» Энн пришлось отклонить, она была чрезвычайно занята. Девушка заработала устойчивую репутацию, которая и ведет ее по жизни. Внешность, фактурность и органичность девушки стала самой лучшей визиткой киноленты «Заколдованная Элла».

Впоследствии, уже после получения многих наград за свои актерские работы, Энн Жаклин Хэтэуэй рассказывала журналисту одной из Нью-Йоркских газет о том, что, пока, жалеть ей приходиться только о двух вещах в своей жизни. Первое — это то, что от роли в «Призраке оперы» пришлось отказаться, а второе, что не довелось сняться в продолжении легкой и занимательной сказки «Заколдованная Элла». Ну что же, вполне понятно сожаление актрисы, ведь сказка и правда затягивает, окунает в какую-то атмосферу других, запредельно-зазеркальных миров, полных волшебства, чудес и приключений…

Партнером Энн, по фильму стал актер, уже тоже успевший заработать себе вполне приличную репутацию. Хью Дэнси, а речь идет именно о нем, родом из туманной и чопорной Британии, впитал с молоком матери то, как должны вести себя настоящие аристократы. Он принц до мозга костей, может быть, порой, смешной или забавный, иногда неуклюжий, но всегда самый настоящий. Достаточно вспомнить его Дэвида Коперфильда из одноименного фильма, или Д’Артаньяна из «Юных клинков». Этот талантливый актер имел уже почти десяток крупных ролей до того, как его пригласили в «Заколдованную Эллу». Согласившись, он дополнил сей список еще и романтической, простой, незатейливой фэнтезийной историей. Принц Чар, всеобщий дамский любимец, баловень судьбы, в исполнении Дэнси, получился чрезвычайно реалистичным, хотя и немного утрированным персонажем.

Самый главный злодей сказки (конечно, после не совсем трезвой феи, но об этом позже), дядя принца, по имени сэр Эдгар блистательно исполнен Кэри Элвесом. «Воплощенное зло» получилось очень смешным, хотя и не лишенным некоторого апломба. Сэр Эдгар, несомненно, стоит того, чтобы занять достойное место в рейтинге фантастических злодеев. Правда, если честно, сказочный лиходей, приказавший уничтожить собственного племянника, выглядит немного опереточно, но общему впечатлению это совершенно не вредит, можно сказать, что как раз это и делает фильм таким притягательным. Ведь каждому хочется думать, что зло, на самом деле, проигрывает именно потому, что само по себе, оно является безалаберным и глуповатым.

Но вся эта сказочная история базируется на «подарке», который подарила при рождении маленькой Элле, ее, не вполне отдающая себе отчет, тетушка. Тетя Люсинда, в исполнении Вивики А. Фокс, звезды культовой киноленты девяносто шестого года двадцатого века, «День независимости», получилась сногсшибательная. Если сказать простыми словами – девушка «жжет», и это не преувеличение. Может быть, роль Люсинды и не настолько эпична для Вивики, как Джасмин дю Броу, но результат налицо, эта актриса умеет зажигать. Она явно получает удовольствие от того, что делает во время съемок, и потому это заметно зрителю. Не влюбиться в ее героинь просто невозможно.

Старая Золушка, на новый лад?

В фильме смешались эпохи и века, сказочный мир наполнен современными предметами, а сами персонажи, порой, разговаривают на таком, милом и приятном, «суржике», что кажется, будто все действие происходит где-то совсем рядом. Этот кинофильм, удивительным образом, вслед за книгой Гэйл Ливайн, вобрал в себя многие сказки, представляя собой полный набор, можно сказать, «ассорти» из самых добрых, горячо-любимых зрителем историй. Есть тут и злая, сварливая мачеха со своими страшненькими и противными дочками, есть лес, населенный сказочными существами, и многое другое. Волшебство сопровождает героев с начала сказки до самой последней, финальной песни, исполненной всеми, кто участвовал в приключениях.

Однако сказочное государство тут не совсем и сказочное. Во многом, в сценах и поведении, в юморе, что порой становится злым и не лишенным социально-политической направленности, прослеживается особый символизм и параллели с нашей повседневной, реальной жизнью. Мачеха охотно делает уколы ботекса, на рынке устроен эскалатор из деревянных лестниц, школа работает в штатном режиме, но, в то же время, замок блистает красотой архитектуры, а в кадре постоянно появляются разнообразные мифические существа, вроде фей, великанов, огров и эльфов.

Кстати, про эльфов обязательно нужно рассказать отдельно, ведь во многом именно на них держится весь «колоризм» фильма, если можно так выразиться. Эльфы «Заколдованной Эллы» — это существа крайне занимательные, они поют и танцуют, придавая сказке именно то необходимое настроение, которое и хотел донести режиссер до зрителя. В общем, спасибо этим лесным «недоросткам» в зеленом, за веселый настрой и много радостных моментов. Великанша, с фигурой самой Хайди Клум, а при ближайшем рассмотрении ею и являющаяся, несомненно, тоже заслуживает особого одобрения. Актерская команда сыграла достаточно слажено и дружно.

Занимательно, что песню легендарной группы «Queen», красивую и достаточно не простую композицию под названием «Somebody to Love» в сказке «Заколдованная Элла» исполнила сама главная героиня, за что ей честь и хвала. Потому, что спела она эту песню, на самом деле, хорошо. Остается только удивляться, почему с такими вокальными данными, публика знает ее только как актрису. Если посмотреть на эстраду, то можно обнаружить огромное количество «звезд», у которых нет и половины того таланта, которым наделена Энн Жаклин Хэтэуэй.

Будь собой и все получится!

Многие критики отмечают недостаточно проработанных второстепенных персонажей, их смазанные и аляповатые образы, они пеняют на то, что «Элла» — заурядная сказка без изюминки, коих сотнями плодит современный кинематограф. Однако с этим можно не согласиться. Может быть, огромного впечатления сказка и не производит, но все же. Эта удивительная история о том, что обязательно нужно искать себя, не идти у судьбы на поводу, а учиться самостоятельно принимать даже самые трудные решения. Этот фильм о том, что никто не идеален, и каким бы ты ни был, ты должен стремиться хоть чего-нибудь достичь, а не аморфно перетекать из одного места в другое по огромной, бурной и бескрайней реке жизни.

Может быть, эта сказка не западает глубоко в память и не ранит прямиком в самое сердце, но посмотреть ее, несомненно, стоит. Это самое настоящее, развлекательное кино, которое будет весело обсудить, собравшись, субботним зимним вечером, всей семьей, перед экраном телевизора. Малышам понравятся чудесные сказочные персонажи, отменного качества декорации, неплохие спецэффекты. Нужно сказать, что костюмы и прически, без сомнений, тоже заслуживают особого внимания, так как сшиты они, явно не на скорую руку. Веселые приключения, мультяшные голоса и забавные происшествия — вот что привлекает самых маленьких.

Но и взрослые обязательно найдут для себя что-нибудь в этой романтической сказке о побеждающем добре и глупом зле, которое всегда должно знать свое место, иначе будет уничтожено. Довольно тонкий юмор, смешные диалоги, постоянные аллегории и отсылки к современному миру обязательно оставят только добрые и светлые впечатления после просмотра этой киноленты, которую, без зазрений совести, можно вполне рекомендовать совершенно всем возрастным категориям.