The Bay

Oblogka_ZalivОх, уж этот Чесапикский залив! Со времен открытия его пресловутым Джоном Смитом, которого широкая публика отлично знает по истории индейской принцессы Покахонтас, там постоянно происходят какие-то странные события. Всевозможная чертовщина творится именно тут, инопланетные и потусторонние чудища так и норовят высадиться, или явиться именно в этом месте. Хотя, если разобраться, то это вовсе и не удивительно, ведь природа тут и правда неимоверно красива, видимо потому, об этой местности и ходит просто огромное количество самых разнообразных легенд и мистических историй.

«Паника всегда питается страхом»

Но в киноленте американского режиссера Барри Левинсона под названием «Залив» нет места никакой мистике, да и инопланетные монстры в этом фильме ужасов тоже участия не принимали. Привычных маньяков и психопатов, как ни странно, в этом кино тоже не будет. Однако фильм и без всего этого достаточно интересный, смотреть его будет тем более занимательно, что снят он в модной нынче манере «мокьюментари». То есть зрителю представлены псевдо документальные кадры, будто бы смонтированные в единое кино.

Сам Барри Левинсон родился в сорок втором году, когда в Европе бушевала Вторая мировая война, и хотя Соединенным Штатам мало что могло угрожать, но тревога прямо звенела в воздухе, а в послевоенные годы в Америке жить было так же сложно, как и в СССР, ресурсы страны были истощены. И, тем не менее, личность, которая желает чего-то достичь, которая жаждет насыщать свой ум сведениями, данными, знаниями, а потом делится ими с окружающими людьми, всегда найдет для себя возможность пробиться. Случилось так и в случае Барри. Он вполне успешно окончил школу и поступил в «American University», который находится в Вашингтоне. Свою карьеру Барри Левинсон начинал с самых простых сценариев, которые писал для телевидения, как раз вступающего в свой расцвет. Основная масса его работ имеет комедийный характер. Однако есть на счету этого действительно великого человека и несколько серьезных кинолент. Но драматические, а порой и трагические, сюжеты его серьезных киноработ всегда наполнены таким искрящимся юмором, что становятся сразу узнаваемыми среди ряда подобной кинопродукции. Первую серьезную работу Левинсона зритель увидел в восемьдесят третьем году, это был фильм под названием «Забегаловка», но большого ажиотажа и всеобщего признания режиссер тогда не получил. Только спустя четыре долгих года, когда на киноэкранах появился фильм «Доброе утро, Вьетнам», о Левинсоне действительно заговорили. Снятая спустя год картина под названием «Человек дождя», в которой снялся сам Дастин Хоффман, закончила дело – Барри Левинсон стал мировой знаменитостью. Его фильмы обсуждали по всему миру, делились мнениями, пересказывали друг другу, а некоторые даже и ругали, видимо, завидуя такому успеху. «Игрушки», «Спящие», «Плутовство», «Джимми-Голливуд», «Авалон», «Сфера», «Бандиты» — вот далеко не полный список фильмов, за которые публика любит этого знаменитого человека.

«О, Господи, мы все тут погибнем!»

Некоторые считают, совершенно не учитывая специфику этого кино, что на самом деле, «Залив» — чуть ли не худшая работа режиссера, будто она выглядит дешевкой. На самом деле, все так и должно было быть, так было задумано, и некоторая доля здоровой иронии, с которой фильм снят, дает полное представление, что же хотел сказать этой лентой режиссер. Но каждый всегда видит то, что хочет, потому воспринимать «Залив» всерьез или просто «поулыбаться» с довольно удачной экранизации — дело сугубо личное.

Сценарий к киноленте «Залив» был написан самим Барри Левинсоном в соавторстве с молодым, но достаточно многообещающим сценаристом, по имени Майкл Уоллах. Довольно долгое время ушло на то, чтобы переписать изначальную историю таким образом, чтобы она органично встала в рамки того стиля, который и выбрал режиссер для «Залива». В конечном итоге, получилось достаточно хорошо и даже очень занимательно. Кроме того, как ни крути, а ужасы точно удались, фильм пугает, это несомненно. Как таковых, главных героев в кинокартине «Залив» нет, однако знакомые зрителю лица постоянно мелькают на экране. Например, один из основных персонажей картины, на поверку оказывается той самой Кристен Коннолли, которую прекрасно знает американская публика (да и не только) по многочисленным ролям в довольно качественных сериалах. Родившись в Нью-Джерси в провинциальном и тихом городке, где жизнь течет медленно и лениво, девушка рано поняла, что остаться там — означает так и прожить свою единственную и неповторимую жизнь в безвестности, и так и кануть в Лету, не оставив после себя почти никакого следа на Земле.

Реальные персонажи в реальном времени?

Кристен отправилась искать счастье и удачу сначала в Школу драматического искусства, работающую при Йельском университете, а потом в Голливуд, и не прогадала. Начала она свою карьеру с маленькой эпизодической роли в кинофильме «Улыбка Моны Лизы», который увидел свет в две тысячи третьем году. Дебют получился хоть и крохотный, но достаточно интересный, стало понятно, чего стоит эта маленькая и хрупкая девчушка. Позже Кристен снялась в двух сериалах, что принесли ей удачу, это были «Как вращается мир» и «Путеводный свет», которые зрители сразу полюбили. «Дорога перемен», «Милосердие», «Бессмертный», «Жизнь на Марсе», «Закон и порядок» — вот далеко не полный список работ этой симпатичной девушки с огромными просто бездонными голубыми глазами. Однако первой большой работой стала главная роль в художественном фильме «Хижина в лесу», который зрители приняли достаточно приветливо, как в Соединенных Штатах, так и за пределами страны.

Также отметился в фильме «Залив» еще один молодой, но с далеко идущими планами актер, полный тезка «родоначальника» американского комического ковбоя, Уилл Роджерс. Начиная с девяностого года прошлого века, зритель может наблюдать Уилла в самых разных сериалах и кинолентах. Начал свой путь актер с телесериала «Закон и порядок», который американская публика очень уважает. «Незабываемое», «Сплетница», «Голубая кровь»… Список можно продолжить, но этого и так вполне предостаточно.

Чем натуральнее, тем страшнее

Стиль фильма, эта интригующая манера, похожая на репортаж с места событий, не подразумевает, собственно, ролей, однако актерская игра должна быть соответствующей, и если сделать что-то не так, то должного эффекта достичь вряд ли получиться. Режиссер, за что ему огромное спасибо, успешно справляется с различными отсылками к реальной жизни, что прибавляет большую долю правдоподобности сюжету. Начинается фильм с вполне нормального празднования Четвертого июля, которое является национальным американским праздником. День Независимости, как известно, особенно в маленьких, провинциальных городках, празднуют, как говорится, всем миром. Это отлично объясняет обилие отснятого материала, который потом и смонтировали в целую пошаговую, так сказать, историю про экологическую катастрофу в отдельно взятом городке.

Что же случилось и какие пугающие, а порой даже леденящие кровь события происходят в этом некогда уютном и тихом городишке? Все достаточно просто, и потусторонние силы вкупе с зомби и прочими «чудиками», уже упомянутыми ранее, на дорогу не выходят и не едят прохожих прямиком среди украшенных праздничными лентами улиц. Все дело заключается в крохотном микроорганизме, под названием Cymothoa exigua. Это маленькое ракообразное-паразит, а по существу, мокрица, которая проникает в рыбу через жабры, а потом прикрепляется к основанию языка, постепенно заменяя его собой. Причем питаясь кровью рыбы, эта удивительная мокрица, никаких неудобств самой рыбе-донору не причиняет. Самое интересное, что этот организм существует в природе, но больше четырех сантиметров обычно не вырастает. А что если представить себе, что эта «подлая тварь», наевшись какого-то стимулятора роста, станет расти и при этом ей действительно захочется основательно подкрепиться? Наверное, такие мысли посетили и режиссера со сценаристом. Может быть, именно поэтому и выглядит все так реалистично и жутко.

Кроме того, отлично виден настоящий Барри Левинсон, он ведь действительно умеет создать, а потом и закрутить сюжетную линию так, что оторваться от просмотра просто невозможно. И хотя четкая сюжетная линия в киноленте «Залив» почти полностью отсутствует, зато на ее место приходит настоящая драма с многочисленными эффектными сценами, которые просто бросают в холодный пот. Чего только стоит маленькая девочка, оставленная наедине с заражением, с ужасным монстром, пожирающим ее изнутри?.. Родители просто бросили малышку и убежали прочь, как только увидели первые признаки заражения. Улицы полные трупов, разорение и тлен, мокрицы, вылезающие из человеческих тел. Главврач, который рискуя собой, старается хоть чем-нибудь помочь несчастным пострадавшим. Увенчаются ли его попытки успехом? Смотреть кино – единственный способ узнать, чем же закончится эта страшная пандемия, по-другому и не назовешь.

Многие «критиканы» вменяют в вину Левинсону непоследовательность и непродуманность. Для примера: почему никак не отреагировало правительство на происходящий в городке катаклизм, почему в город тут же не были введены войска, не была произведена принудительная госпитализация, или, в крайнем случае, «отстрел» зараженных (даже говорить страшно, но так зачастую и бывает во многих американских кинофильмах), почему не сбросили в эпицентр заражения термоядерную бомбу? Задают подобные вопросы, видимо, те люди, кто действительно принял события за, так сказать, «чистую монету», забывая, что это, хоть и псевдо документальный фильм, но все же игровое и развлекательное кино! Акцент нужно поставить на слове «развлекательное». Хотите немножко «попугаться»? Добро пожаловать в кинотеатр. И думать тут особо не о чем. Хотя, конечно, основная линия фильма все же существует. Барри Левинсон, по всей видимости, хотел сделать фильм-предупреждение о том, что может случиться, если человечество будет так же «безалаберно» относиться к природе. Ведь она может однажды решить, что все мы чужие на этом большом празднике жизни, как говорил великий авантюрист Остап Бендер. Кроме того, атмосферу настоящей паники, ужаса воссоздать ему вполне удалось, чтобы неповадно было.

Про операторскую работу в киноленте «Залив» речь, по большому счету, не идет, ведь стиль репортажа с места событий подразумевает съемки любительской камерой, или того похлеще, как говорится, «на телефон». Однако нужно сказать, что сделать все надо так, чтобы весь ужас происходящего передался зрительному залу. Пару раз поерзать в кресле, или даже отшатнуться, действительно придется. Создается такое впечатление, что на экране вовсе и не художественное игровое кино, а самый настоящий дайджест событий дня. Эта натуральность заставляет серьезно задуматься, если, конечно же, зритель расположен это делать. Однако в качестве очередной треш-страшилки, фильм, как говориться, тоже потянет.

Специалисты потрудились, будет ли результат

Визуализировать все необходимые ужасы в виде «погрызенных» тел, откушенных конечностей, огромных, отвратительного вида, фурункулов, сочащихся кровью глаз, и прочей жуткой гадости, которая, впрочем, выглядит очень даже внушительно, взялись настоящие «маги и волшебники» спецэффектов братья Штраус из компании «Hydraulx». Справились они, нужно признать, отлично, даже более того, «Техасская резня бензопилой» нервно докуривает в углу и падает в обморок. Это вам не какие-то «киношные» маньяки с бензопилами, это вполне реальные плотоядные мокрицы! Кроме того, отличное обрамление для фильма создал еще один участник проекта, Марсело Зарвос — композитор, написавший музыку к «Заливу». Музыка получилась серьезная, чрезвычайно депрессивная и тяжелая, вполне соответствующая окружающей обстановке.

Премьера киноленты «Залив» (кстати, альтернативное название «Бухта), состоялась в сентябре две тысячи двенадцатого года, но к российскому зрителю кино попало гораздо позже. Кассовые сборы, конечно же, не принесли создателям проекта никакой радости, но это и не удивительно, так как кино шло ограниченным прокатом. Нужно добавить, что фильм, несмотря на нападки критиков, получил почти семьдесят процентов положительных отзывов, а это что-нибудь, да значит.