ЖАRА постерКино, производимое в России, имеет специфическую начинку, которая, вроде, оригинальна, но зачастую подается крайне неудачно. Историй таких не мало, как правило, это либо перезапуск проекта на современный лад, либо адаптация заграничного сценария. Стоит ли смотреть такие фильмы? Да, ведь каждое подобное творение является небольшой попыткой сдвинуть с места российский кинематограф. Скорее всего, именно так думал Резо Гигинеишвили, который в конце 2006 года представил свой первый крупный и самостоятельный проект, называемый «ЖАRА».

Сюжет

Для начала в нескольких словах необходимо раскрыть и понять сюжет этой картины. Фильм не скрывает своего происхождения — он весь пропитан Москвой. Красной нитью и лучом света в темном царстве простирается образ златоглавой столицы Российской Федерации через всю картину. В различных местах и ситуациях зрителю показывают знакомые очертания московских дворов, станций метро, множества соборов и, конечно же, самой Красной Площади. Чтобы подчеркнуть всю красоту столицы съемки решили проводить летом, что позволило легче обосновать название фильма. В работе Резо Гигинеишвили под названием «ЖАRА» присутствует восемь действующих лиц, а в объектив камеры попали еще несколько сотен человек, правда, сюжет все-таки завязан исключительной вокруг этой восьмерки. Фильм снят для молодежи и о молодежи, поэтому глупо стараться найти в нем особенно философские и мудрые мысли. Четыре друга — Артур, Костя, Алексей и Тимати являются основными героями этой ленты. Кто же они такие и чем уже прославились? Алексей – ушедший в увольнение (дембель) моряк. Он совсем недавно сошел с палубы корабля, на котором отдавал долг родине. Костя – представитель так называемой «золотой молодежи». Его отец не жалеет денег на воспитание сына и поэтому Костя учится в Лондоне, откуда недавно приехал, а точнее был выгнан собственным же отцом. Артур пробует себя в актерской карьере. Мягко говоря, но поначалу у него это не получается. Правда, со временем все в этом направлении у него становится отлично. Четвертый герой картины – рэп-исполнитель Тимати. Он русский «50 cent», надежда черного рэпа в России и вообще весь из себя такой «гангстер». Тут все сразу понятно: парень молодой, энергичный, читает рэп для своих друзей — в общем, не скучает. К сведению, но именно после этого фильма в карьере Тимати начинается бурный подъем: о нем говорят, как о лучшем русском исполнителе хип-хопа, продвигаемом к цели своими западными братьями.

Итак, однажды главные герои встречаются вместе после долгого перерыва в общении. У каждого из них свои планы на лето, но в общих чертах все они схожи: у одного появляется любовь, у другого работа… Вереница событий начинается из-за того, что в кафе друзья не смогли расплатиться долларовой купюрой: на протяжении первой половины ленты практически каждый из них должен будет отправиться с очередной «бумажкой» на поиски обменного пункта, правда, никто из них так и не дойдет до него, зато сможет найти по пути свое счастье…

«Жаркое» создание

За годы своего обучения во ВГИКе Резо Гигинеишвили так привык к Москве, что не захотел из нее уезжать обратно к себе на родину. Он пообещал себе передать все красоты Москвы в первом полностью самостоятельном проекте. И это, пожалуй, у него удалось. Жарким летом две тысячи шестого года, когда все люди просто изнемогали от жары, Резо Гигинеишвили гонял съемочную группу из одного конца Москвы в другой: все это делалось для того, чтобы в конечном итоге зритель был поражен красотой Москвы. Правда, москвичи не раз помянули Резо Гигинеишвили недобрым словом из-за того, что для съемок ему зачастую требовалось перекрывать улицы Москвы, что вело к невообразимым пробкам, которых и без съемок картин в городе хватает с избытком. Другим занимательным фактом стало то, что ни одна компания, предоставляющая услуги такси, не дала для съемок свою фирменную «Волгу»: не потому что они такие жадные, а из-за отсутствия этих машин на тот момент в московском такси. Следующим фактом, заслуживающий внимания, является рекламная компания проекта, развернутая во время выхода фильма на большой экран. Этот пиар ход позволил прокатчикам получить неимоверный доход. Из-за того, что картина «ЖАRА» вышла в новогодние каникулы, а параллельно ему в прокате шел только «Волкодав», зрителю было несложно сделать выбор в пользу светлого и яркого кино. Отчасти такой продуманный ход стал одним из залогов успеха данной ленты.

Несколько интересных фактов об актерах и их ролях. Дабы не путаться среди труппы, Резо Гигинеишвили дал героям имена, являющиеся именами исполнителей главных ролей. Например, «морячок-дембель» в исполнении Алексея Чадова получил имя Алексей, а персонажа Константина Крюкова в фильме назвали Костей. Поистине это был гениальный ход. Многих зрителей заинтересовал персонаж скромной девушки, фотографирующей героев. Ее роль исполнила актриса Анастасия Кочеткова, которая на момент съемок являлась бывшей женой режиссера. Кроме того, в фильме сыграла небольшую роль и жена Федора Бондарчука – она была консультантом в бутике.

Прокатные сборы и награды

В силу специфики времени выхода в прокат, фильм «ЖАRА» собрал неплохую кассу.  При затратах, составивших чуть меньше полутора миллионов долларов, лента заработала порядка шестнадцати миллионов долларов. Правда, в эту сумму не входят затраты на рекламу, а они были велики. Прокатная территория ограничилась показами на территории России и ближних стран СНГ. В отечественных кинотеатрах проект стартовал 28 декабря 2006 года. Всего в российских кинотеатрах побывало 3 миллиона зрителей. По стране «ЖАRА» распространилась тиражом в 600 тысяч копий, заработавших по 680 тысяч рублей каждая. В первый прокатный уик-энд бум зрителей был не такой уж и большой – всего 550 тысяч киноманов, которые принесли в копилку создателей почти 76 миллионов рублей. Комедия «ЖАRА», снятая Резо Гигинеишвили, является одним из лучших фильмом 2007 года в финансовом плане: «ЖАRА» опередила «Любовь-морковь» и «День выборов» по своим показателям.

Что касается наград, то здесь фильму Резо Гигинеишвили особенно не чем похвастаться. «ЖАRА» был выдвинут сразу на 7 номинаций премии MTV-Russia, однако выиграл только одну из них. В частности, проект получил награду за лучший экранный поцелуй, исполненный Алексеем Чадовым и Агнией Дитковските.

Главные герои и действующие лица

В первую очередь, зрителя знакомят с персонажем Алексеем, роль которого исполнил Алексей Чадов. Он – дембель, вернувшийся в Москву после трех лет плаваний. По сюжету Алексей приезжает в столицу к своей девушке Маше, которая, как он считает, ждет его возвращения.Ожидания Алексея не оправдались – Маша вышла замуж за совершенно темного человека: хитрый парень без явных намеков на культуру, но при этом очень богатый. Разочарование с головой поглощает главного героя, но он все-таки находит в себе силы для встречи со своими старыми друзьями. В надежде разменять долларовую купюру, он одним из последних отправляется на поиски обменного пункта, но по дороге встречает безумно красивую девушку, встреча с которой стала для Алексея едва ли не судьбоносной.

Дени сыграл Дени Дадаев. Этот персонаж — ловкач, аферист, но при этом неплохо воспитан. Он двигается по жизни в соответствии с романами Ильфа и Петрова — большой обманщик и грабитель: по ходу сюжета из-за него пострадают материально несколько человек. Что интересно, для Дадаева это была дебютная роль, да и в дальнейшем он не участвовал в съемках других проектов.

Красивую, но застенчивую девочку с фотоаппаратом сыграла Анастасия Кочеткова. Ее героиня приехала в Москву как обычная туристка, которая любит фотографировать все, что только ее окружает. В результате неудачного столкновения с зазевавшимся прохожим девушка разбивает свою любимую камеру. Правда, долго горевать по этому поводу ей не придется — в дальнейшем она получает новую фотоаппаратуру в подарок от Дени. По сюжету эта девушка — всего лишь сторонний наблюдатель за главными героями.

Тимати. Просто Тимати. Если еще проще, то Тимур Юнусов. Рэперу не пришлось заучивать текст и углубляться в словари русского языка, с помощью которых он мог бы набраться новых для себя слов: он исполнял в фильме фактически самого себя. Его герой не унывает и заставляет своих друзей быть такими же. Считает себя профессиональным фристайлером, чем он постоянно и хвалится, и несомненным мачо. Из-за своих способностей скакать на сцене, он попадает в непростую ситуацию, связанную со скинхедами.

Константин Крюков выступал в фильме в роли Костика – мажора, не имеющего особых забот, связанных с обыденной жизнью. Этот персонаж любит деньги, красивых девушек и запрещенные препараты. Отец-олигарх помогает ему во всем, однако его не устраивает тот факт, что Костя из-за своих пристрастий бросил учебу. Является зачинщиком всей беготни персонажей на экране – именно его купюры пытаются поменять друзья Кости. Он единственный, кто остается сидеть в кафе, но при этом Костя испытывает свои личные трудности, связанные с утратой многих ценных вещей, которые либо умышленно забрали, либо взяли по его разрешению друзья. Вторая актерская роль Крюкова в большом кино.

Настя в исполнении Агнии Дитковските стала той очаровательной девушкой, которая в результате мелкого ЧП знакомится с моряком Алексеем. Дитковските — это еще один дебютант в актерском ремесле. По фильму она сыграла в паре с Чадовым, изображая влюбленных. После окончания съемок молодая экранная пара продолжила отношения в реальности и только в 2012 году они поженились: перед этим они прошли сложный, но счастливый путь совместной жизни.

Давид, он же Давид Нуриев, он же Птаха — муж Марии, которая так и не дождалась Алексея. Он богат, перспективен, но при этом весьма коварен и хитер. Давид считается другом и партнером Дени, а потому часто помогает ему в поиске очередной жертвы. Вместе с Машей он является счастливым родителем ребенка, а потому вернувшегося морячка с флота, Давид встречает смачным ударом по лицу.

Критика и отзывы

Критики отнеслись к творению Гигинеишвили крайне неоднозначно. Многими независимыми изданиями Резо Гигинеишвили был назван молодым и не подающим надежд режиссером. Однако справедливости ради стоит заметить, что в послужном списке этого кинематографиста на текущий момент имеется несколько картин, которые выделились из общей массы серого кинофонда, снимаемого за год. Например, перспективный проект «Папины дочки» и уже вышедшая лента «Любовь с акцентом». Стоит также отметить, что Резо — российский режиссер, родившийся в Грузии и проживающий в России. При этом в качестве главной причины того, что зритель не сразу может вспомнить другие проекты данного автора, можно назвать следующие обстоятельства — зачастую Резо выступает в качестве второго режиссера у более известных и опытных кинематографистов, например, у Федора Бондарчука: Гигинеишвили работал в такой должности на съемках двух частей «Обитаемого острова». Кроме того, он помогал Бондарчуку снимать фильм «9 рота».

Снял ли Резо Гигинеишвили что-нибудь сам? Конечно же, правда список его работ пока не очень внушителен: «Последний из МагикЯн», «Любовь с акцентом», «Без мужчин», «ЖАRА» и «9 месяцев». Его режиссерские работы широко известны публике, однако такая популярность обусловлена именно специфическим талантом автора. Разумеется, определенный круг поклонников и постоянных зрителей у него есть. При этом именно «ЖАRА» для Резо стала первой сценарной и профессиональной кинематографической работой.

Если же начать изучать отзывы простых зрителей, то можно обнаружить интересную закономерность всего кинематографа 2006-2007 годов. Все картины имеют либо острую социальную направленность, либо чересчур глупы из-за своей истории. При чем можно обнаружить два совершенно разных отзыва: в первом глупым назовут то, что во втором признают гениальным, и наоборот.Такая же ситуация происходит и с фильмом «ЖАRА». Существует много разного рода мнений от уважаемых и заслуженных критиков, но почти все они сходятся в одном-единственном — фильм «ЖАRА» не может претендовать на что-то значительное. Большой проект не стал конкурентом «Я шагаю по Москве» — это всего лишь попытка снять фильм о поколении молодых людей, которые еще сами не сформировались в какое-то социальное течение. Возможно, именно поэтому фильм, снятый Резо Гигинеишвили, оставляет двоякое впечатление.

Итог

Подводя итоги, необходимо отметить, что Резо Гигинеишвили сделал попытку приблизиться к вариациям западного кино, но не более того. Его кино «ЖАRА» не дотягивает даже до какой-нибудь весомой российской награды. Стоит ли смотреть фильм «ЖАRА» в силу перечисленных обстоятельств? Разумеется. В конце концов, легкая солнечная комедия с уместным налетом романтизма может оказаться как нельзя кстати и помочь скоротать досуг.