The Man with the Iron Fists

Oblogka_Geleznyi_kulakКитай XIX века, небезопасный для местных жителей и гостей страны. В селении с поэтическим названием Деревня в джунглях, лежащем на пересечении важных путей, пытаются ужиться враждующие кланы Львов, Волков и Гиен. В их перманентной войне за контроль над поселением установилось хрупкое перемирие, благодаря которому деревенский кузнец имеет возможность ковать нечто более полезное, чем клинки сабель и боевые топоры. В китайские клановые разборки этот парень предпочитает не вмешиваться: во-первых, он пацифист, а во-вторых, негр, спешно покинувший рабовладельческий Юг. Из Деревни в джунглях Генри Тадиус – так зовут героя – тоже собирается сбежать, прихватив с собой подружку Леди Шелк, красотку из заведения «Алый цветок», однако судьба корректирует планы героев. Тамошний губернатор желает провезти через злополучное селение обоз с золотом, и это решение оборачивается новой резней. Ответственного за сохранность сокровищ главу клана Львов убивают охочие до богатства молодые помощники, сторонники войны с Волками и Гиенами. Узнав об убийстве, сын Золотого Льва Икс-Блэйд (Скрытый Клинок) мчится мстить убийцам, а ему навстречу выдвигается наемник Брэсс Боди. В ту же деревню спешит губернаторский агент британец Джек Нож и коварный Отравленный Кинжал, убивающий одним прикосновением. Поживиться золотишком охота всем, и негр Тадиус помимо воли оказывается втянутым в чужую войну…

Как задумывался проект

Когда режиссера-дебютанта Роберта Диггза, по совместительству американского рэпера RZA (Ризза), спрашивали, когда и как его посетила идея снять боевик о китайских клановых разборках с афроамериканцем в главной роли, тот отвечал, что мечтал об этом всегда. В 1970-е темнокожий мальчик Бобби часто топал в школу пешком, потому что на автобусный билет не хватало денег, и фантазировал о фильмах. Особенно ему нравились боевики с Брюсом Ли и Джимом Келли, на которые его водил старший кузен, и мальчуган часто представлял себя главным героем такого кино. А позже, заинтересовавшись кунг-фу, он начал сбегать с уроков ради посещения кинотеатров на 42-й улице Манхэттена, где смотрел любимые ленты о китайских мастерах боевых искусств. В них мальчишке нравились не только знаменитые бои, хотя, как признавался RZA, круто было наблюдать, как герой в одиночку расправляется с десятком врагов. От постановочных драк, конечно, захватывало дух, однако особенно его восхищала атмосфера братства, свойственная тем фильмам. Их герои отдавали жизнь за друзей и побратимов, и Роберт, воспитывавшийся в Бруклине, где каждый был лишь сам за себя, мечтал оказаться в компании таких киношных парней.

Огромное впечатление на Диггза произвела лента «36 ступеней Шаолиня» о борьбе китайских кунфуистов с маньчжурскими захватчиками. Будущего рэпера она вдохновила на изучение буддийской философии, без познаний в которой нельзя овладеть боевыми искусствами. RZA принялся штудировать книги о Будде, а после заинтересовался и Библией. Эти книги, по мнению Диггза, помогли ему постичь несложную истину: окружающий мир не ограничивается его соседями по кварталу или даже целым Нью-Йорком. Своим учителем Диггз называл шаолиньского монаха Ши Яньмина, в 1990-х приехавшего в Америку распространять учение Будды и поражать американцев стилем кунг-фу. Мастером боевых искусств Диггз так и не стал, зато стал гуру хип-хопа и одним из основателей группы Wu-Tang (вторым был его кузен GZA, очевидно, тот самый, который приобщил Роберта к китайским боевикам). Однако мечта сняться в боевике по-прежнему не оставляла рэпера, и в конце 1990-х он даже получил крохотную роль «самурая в камуфляже» в ленте «Пес-призрак: Путь самурая». Идея снять собственный фильм о восточных единоборствах стала реальностью после того, как Роберт поработал с Квентином Тарантино – написал музыку к его фильму «Убить Билла». Этого режиссера он назвал «своим крестным отцом» и «энциклопедией кинематографа», а после окончания работы над лентой решил продолжить сотрудничество с мэтром и самому стать постановщиком.

Идея и сценарий

В канун нового, 2006-го года RZA и молодой голливудский сценарист и режиссер Элай Рот вместе возвращались из Исландии в Лос-Анджелес, и во время перелета рэпер поделился с Элаем своим замыслом снять собственный фильм в стиле китайских боевиков 1970-х. Собеседнику предложенная идея понравилась, однако тогда подключиться к проекту он не мог: только что закончилась работа над первым «Хостелом», и авторы подумывали о сиквеле. Поэтому, заручившись обещаниями Элая непременно стать соавтором, RZA принялся разрабатывать оригинальную идею сам. Рот посоветовал ему тщательно продумать историю каждого персонажа и клана, выбрать для них оружие и стиль боя, придумать характеры и не упустить ни единой детали – словом, создать мир Деревни в джунглях, подобно тому, как Кэмерон или Лукас создавали свои кинематографические вселенные.

Почти год создатель «Железного кулака» самостоятельно работал над версией будущего сценария, а затем к нему присоединился Рот, и соавторы принялись искать финансирование. Представители кинокомпаний, прочитав сценарий, часто требовали переделать его, например, перенести действие из феодального Китая в постапокалиптическое будущее, однако RZA был непреклонен. Написанную им историю Рот доработал, удалил «лишние» кланы, убрал несущественные детали, сделав акцент на перевозке губернаторского золота, и увеличил 90-страничный авторский текст на сорок страниц. Наконец, в мае 2010-го Universal Studios согласилась профинансировать проект, выделив авторам $ 20 млн., и заняться распространением фильма. Режиссерскому дебюту «крестника» Квентин Тарантино авансом дал свое имя («фильм представляет Тарантино») и стал помогать постановщику добрыми советами. Забегая вперед, нужно сказать, что съемочная группа будущего проекта пополнилась любимыми актрисами мэтра.

Спагетти-вестерн по-китайски

RZA, решивший стать и режиссером и автором сценария фильма, поставил перед собой и съемочной группой непростую задачу. Он хотел, чтобы «Железный кулак» обладал магией его любимых кунг-фу фильмов 70-х годов прошлого века и одновременно был современным, «с хип-хопом». Более того, Диггз мечтал, что какой-нибудь мальчишка, посмотрев его боевик, вдохновится им и обязательно полюбит восточные единоборства или создаст свою группу, вроде Wu-Tang. Поэтому не сыграть главного протагониста RZA не мог: собственно, для этого и задумывался «Железный кулак» — фильм о героях, боях, мести и оружии. По мнению некоторых критиков, эта лента стала своеобразным азиатским вестерном, действие которого из Штатов перенесли в феодальный Китай. Герои-одиночки здесь вооружены не винчестерами, а острыми клинками и приемами кунг-фу, золото традиционно слепит глаза всем, а девочки из заведения «Алый цветок» и молчаливый негр кузнец лишь подчеркивают сходство. Деревня в джунглях, где есть и салун (отель «Дракон»), и домик с красотками от мадам Блоссом, напоминает кипящий котел, к которому лучше не приближаться. В ней все воюют со всеми, а кузнец Тадиус, периодически пополняющий запасы мечей и кинжалов, наблюдает за этой войной. Оружия здесь великое множество: двухсторонние топоры с заточенным обухом, летающие клинки, ножи, спрятанные в изящный веер мадам, многофункциональный кинжал Джека (вращающийся нож, ножницы, пистолет и нечто похожее на консервный ключ), железная рука с набалдашником, коготь и отравленные острые жала «черных вдов». Оружие не требуется лишь громиле Брэссу Боди, и то только потому, что он сильнее всех, а его тело в минуты опасности способно «бронзоветь», становясь неуязвимым для удара клинка или жала. Впрочем, у Тадиуса, редко покидающего кузницу, в запасе есть еще одна идея. Он хочет выковать несокрушимые железные кулаки, от которых нет спасения, вот только ни один воин по доброй воле не пожелает их примерить.

Однако главный «герой» ленты, безусловно, кунг-фу. Готовясь к съемкам, режиссер даже профинансировал и снял боевую короткометражку «Wu-Tang против Золотого Феникса», в которой обратился к опыту известного постановщика поединков Роберта Тая и задействовал подготовленных гонконгских актеров и каскадеров. Как и советовал Элай Рот, RZA придумал для каждого персонажа свой стиль и так увлекся, что соавтору пришлось дорабатывать сюжетную линию – в фильме, даже боевике, должны быть интересны не только сцены с кунг-фу. Без собственного стиля остался только Рассел Кроу, потому что восточными единоборствами не увлекался и был задействован в съемках чуть более недели.

Актеры и съемки

Актерский ансамбль, собранный RZA на съемочной площадке, получился весьма интересным: от оскароносных голливудских и австралийских актеров до чемпионов по реслингу и бойцов смешанного стиля. На роль британца, харизматичного Джека Ножа, двойного агента и охотника за золотом, режиссер пригласил Рассела Кроу, который, проникаясь атмосферой фильма, читал историю Опиумных войн (вместо изучения кунг-фу). По признанию актера, сняться в боевике его побудила дружба с RZA (тот вроде как учил его исполнять рэп) и возможность «проветриться в Гонконге». В «Железном кулаке» он играет традиционного плохиша – любителя наркотиков, доступных девочек и чрезмерного кровопускания. Появившись в Деревне, Джек немедленно направляется к мадам Блоссом, которую играет Люси Лью (О-Рэн Ишии из «Убить Билла»). Свою героиню актриса называла королевой джунглей и особо подчеркивала, что влияние хозяйки притона не уступает силе вождей «звериных» кланов, а ее девочки из безобидных красоток могут превращаться в «черных вдов». Выполняя один из трюков, Люси Лью едва не разбилась о деревянное кресло, однако наотрез отказалась от помощи каскадера.

Вероломным и лицемерным убийцей Серебряным Львом стал голливудский актер Байрон Манн («Уличный боец»), родившийся в Гонконге и знакомый со стилями ушу, а его младшим партнером по стае – Бронзовым Львом — экс-чемпион по кикбоксингу и боец смешанных единоборств Кунг Ле. RZA встретился с ним в своей студии звукозаписи и предложил эту роль, и Кунг Ле согласился, даже не читая сценарий. По сюжету фильма ему предстояла схватка с Расселом Кроу, однако затем планы поменялись (актер приехал в Гонконг всего на десять дней), и режиссер предложил кикбоксеру драться с Люси Лью. Боевой стиль этого героя включал в себя элементы «стиля тигра» — одного из наиболее жестких направлений кунг-фу.

Очень интересным был и персонаж Дэйва Батисты по имени Брэсс Боди (Медный Торс). По словам RZA, он был похож на Жабу, героя из гонконгского боевика 70-х «Пять злодеев». Зрители остроумно окрестили его китайским Железным Человеком: при соприкосновении с металлом тело бойца становилось медным. Его роль режиссер доверил рестлеру Батисте, известному по «Изнанке города» и третьему «Царю скорпионов», который охарактеризовал своего героя как «хорошего парня, сделавшего однажды очень плохой выбор». Во время съемок боя Брэсса Боди с Железным Кулаком Батиста серьезно поранил руки, очевидно, забыв, что они не медные. В маленькой роли матери Тадиуса снялась Пэм Гриер, любимица Квентина Тарантино, и, наконец, главным героем, темнокожим кузнецом, глазами которого зритель видит происходящие события, стал сам RZA, примеривший железные кулаки и в полной мере постигший философию буддизма.

Съемки боевика, проходившие в Гонконге и неподалеку от Шанхая, начались в декабре 2010-го и продолжались 10 недель. Торопясь закончить работу, авторы снимали многие сцены в один дубль и корректировали сценарий, а когда на съемках опасных трюков несколько рабочих получили ранения, RZA и вовсе отказался от некоторых эпизодов. Впрочем, и без них первоначальная версия «Железного кулака» оказалась непозволительно длинной – почти 4 часа. Режиссер пожелал разбить ее на два фильма, чему воспротивился Элая Рот и менеджеры студии. Скрепя сердце RZA принялся сокращать боевик до 96 минут, но в октябре 2012-го заявил, что планирует-таки однажды выпустить полную версию.

Прокат

Премьера «Железного кулака» в Америке состоялась 2 ноября 2012 года. Ей предшествовал маркетинговый тур группы Wu-Tang под названием «Железные кулаки» (по совету Тарантино саундтреки к фильму написал тоже RZA), который сопровождался показом анимационной короткометражки о путешествии негра в Китай. В американском прокате лента заработала более $ 15,5 млн. (и более $ 4,5 по всему миру) и прогнозируемо заинтересовала мужскую аудиторию в возрасте до 30 лет. Отзывы критиков были смешанными: боевику очень повредили вынужденные сокращения, из-за чего начало фильма оказалось несколько скомканным. Из прочих недостатков отмечались неровности сценария и отсутствие у RZA режиссерского опыта. Зато зрители высоко оценили декорации, которые были просто великолепными, оружие и, разумеется, экшн. Номинаций на «Оскар» и «Глобус» «Железный кулак», конечно, не получил, и тем не менее посмотреть его стоит. Он стал сбывшейся мечтой хулиганистого паренька из Бруклина, прогуливавшего школу, чтобы следить за экранными похождениями великолепного Брюса Ли. Как знать, возможно, что-то подобное приключится и с каким-нибудь мальчишкой, которого вдохновит фильм рэпера RZA, бывшего юного почитателя кунг-фу Бобби Диггза.