Marie Krøyer

Oblogka_Gena_hudognikaОн – великий художник, аристократ и утонченный ценитель всего прекрасного. Желающим написать свой портрет именно у него, бывает, приходится ожидать своей очереди годами. Да и то вовсе не факт, что станет он это делать, ведь самой главной моделью для него является она, его прекрасная супруга, его муза, с широко распахнутыми манящими глазами. Только ее он готов писать часами, изводя миллионы холстов, создавая полотно за полотном…

«Женщина обязательно должна искать своего собственного мужчину, свое собственное счастье!»

Снял художественный фильм, названный так метко и емко «Жена художника», датский кинорежиссер по имени Билле Аугуст, лауреат множества самых разнообразных наград. Само имя этого человека уже заставляет обратить внимание на киноработу, а тут еще и оказывается, что фильм этот он снимал на свой родине, в Дании, хотя уже долгое время «обитает» где-то в прямой видимости от холма с большой надписью «Голливуд». Родился малыш Билле в маленьком городке с говорящим для русского человека названием Бреде. Но суть не в этом, а в том, что малыш Билле с самого детства влюбился в кинематограф и точно знал, что хочет делать в жизни. Хочет снимать кино, понятное людям; посредством ярких образов передавать людям опыт, с помощью сцен, созданных согласно его видению, показывать людям свои чувства, ощущения, красоту и даже те несовершенства, что присущи обществу, человечеству, или просто отдельным личностям.

Видимо, именно поэтому он и отправился сперва в киношколу в Стокгольме в семьдесят первом году прошлого века, а спустя два года поступил и во вторую школу кино, которая находится в Копенгагене. Оба учебных заведения молодой человек окончил с отличием, преподаватели не могли нахвалиться и прочили чудесное будущее. Однако начал свой путь Билле Аугуст вовсе не с режиссерского кресла, он работал оператором, что тоже дало ему определенный опыт в постановке сцен. В общем, все что ни делается, обязательно, к лучшему. Через пять лет, в семьдесят восьмом году прошлого века, Билле снял свое дебютное, самое первое и еще вовсе не идеальное кино, которое называлось «Медовый месяц». Как ни странно, но фильм ожидал успех, который был уготован судьбой заранее – его признали самым лучшим датским фильмом своего времени. С тех пор все шло довольно гладко, картин Аугуста ожидали, и они неизменно попадали в самые различные престижные «топы», вроде кинофестиваля в Каннах, и даже получали вполне заслуженные награды. «Пелле завоеватель» (1987) по роману датчанина-коммуниста Мартина Андерсена-Нексе, а вслед за ним и «Благие намерения» (1992) получили заветные «Пальмовые ветви». Людей, которые удостоились такого количества высших наград в Каннах не много, и их можно сосчитать на пальцах одной руки: Френсис Коппола, братья Дарденн, Эмир Кустурица, Михаэль Ханеке и Сёхэй Имамура. Встать в один ряд с такими великими мастерами было для Аугуста довольно лестно, однако чрезмерно гордиться этим он даже не собирался. Приблизительно в том же году, когда он получил вторую «Пальмовую ветвь», Аугуст оставил родную страну и отправился искать свое счастье в Соединенные Штаты, где и продолжил плодотворно трудиться, создавая фильм за фильмом. Нужно признать, что такого успеха как на родине, в Голливуде Билле Аугуст не достиг, но все его фильмы настолько ярко отражают внутренний мир самого творца, что вся эта «датскость», если можно так выразиться, прямо сквозит в каждом его фильме, и это вовсе не плохо. Аугуст узнаваемым, а ведь так и должно быть, когда творец вкладывает в каждое свое творение частичку собственной души. Эту душу и видит благодарный зритель.

О соотечественниках можно говорить открыто только на родине

Нужно сказать, что идея снять киноленту о знаменитых соотечественниках, давно крутилась в голове у Билле, и вот в две тысячи двенадцатом году он все же воплотил ее в жизнь. Впервые за двадцать пять лет Билле Аугуст отправился в Данию, чтобы снять художественный фильм о великом творце, художнике по имени Педер Северин Крейер, а также о его супруге Мари. В датском варианте фильм так и называется «История Мари Крейер», а вовсе не «Жена художника», но российские кинопрокатчики решили, что более аутентичным будет второй вариант. На самом деле, оно намного лучше отражает суть киноленты, ее глубинный смысл и скрытую философию. Ведь кино это даже не про Мари, хотя она, несомненно, главная героиня и коренной, центральный персонаж всего повествования, а про то, чего стоило этой женщине прожить свою жизнь так, как она ее и прожила, о духовных муках и терзаниях, о загубленном таланте и потерянной молодости, метаниях между двух мужчин и ребенком.

Фильм во многом биографичен, хотя Аугуст на подобное определение картины и не претендует, но свое повествование максимально приблизил к действительно происходившим событиям, что подтверждают многие историки, занимавшиеся биографией Крейера. Тогда даже королевские особы мечтали о том, чтобы именно этот художник написал их портреты, это было великой честью, настолько известен был этот действительно огромный талант. А его жену Мари считали самой прекрасной женщиной во всем мире, перед ее красотой преклонялись, а добродетелью восхищались повсеместно, от берегов Атлантики, до самого Средиземного моря.

«Если ты сам — несчастный человек, то как же ты сможешь сделать другого счастливым?»

Девушку, которая сыграла Мари Трипке, в замужестве Крейер, можно смело отнести к одной из самых красивых женщин современности, но, конечно же, это зависит от вкуса и предпочтений. Однако Биргитте Йорт Сёренсен действительно хороша той неповторимой красотой северных норвежских женщин, немного холодных снаружи, но таких жгуче-горячих внутри. В киноленте Мари брюнетка (хотя в жизни актриса блондинка), но ей действительно очень идет эта роль. Аугуст со своим хорошо развитым режиссерским чутьем, вовсе не прогадал, пригласив ее сниматься в роли Мари. Родилась маленькая Биргитте в Дании и с самого детства собиралась покорять подмостки, то есть хотела стать театральной актрисой. Потому, сразу после окончания школы она сразу отправилась учиться в Национальную школу театра Дании, где впервые и появилась на телеэкранах. Девушка сыграла роль второго плана, секретарши в одном из телесериалов. Такую выдающуюся внешность трудно было не заметить, и ее, конечно же, увидели. После этого в ее актерской карьере лишь одна театральная роль – мюзикл «Чикаго», в котором девушка сыграла сначала в Дании в две тысячи седьмом году, а потом и в Лондоне, немного позже. А далее на прекрасную датчанку роли посыпались, как из рога изобилия, заставляя включаться все в новые и новые проекты. Хотя Биргитте Йорт, конечно же, никогда не жаловалась, а наоборот, радостно бросалась во все эти новые образы, воплощая их по максимуму так, как умеет только она.

Мари получилась такой живой и настоящей, что просто диву даешься, как отлично передала актриса всю глубину образа этой, по сути, несчастной женщины, запутавшейся в себе, в окружающем мире, не понимающей, куда она идет и чем может завершиться целая череда опрометчивых поступков, которые она совершает. Чем-то эта история неуловимо напоминает метания толстовской Анны Карениной. С одной стороны — муж, когда-то любимый, а сейчас все более отталкивающий, психически нездоровый мужчина, всячески издевающийся над их маленькой дочкой. С другой — молодой и свободный, зато со всеми признаками классического негодяя, любовник. Но Мари не видит несовершенства, она бросается, словно Анна под поезд, в омут этих безнадежно-нереальных отношений… А маленькая девочка в условиях жестокой травли и, по всей видимости, ненавидимая собственным отцом, в это время остается одна, без поддержки той, в ком так нуждается.

«Да уж, невысокого же ты мнения о нас!»

Нужно отметить хорошую работу и того, кто отлично сыграл сумасшедшего художника. Ведь, вполне возможно, справиться с нею было даже сложнее, чем сыграть саму Мари. Душевные муки этого человека намного глубже, усугубленные психическим расстройством, которое он унаследовал от матери. На самом деле, в реальной жизни мать художника, и правда, была судом признана невменяемой и не способной воспитывать ребенка, потому мальчика у нее отобрали и, слава Богу. Говорят, она вытворяла жуткие вещи. И все бы ничего, если бы с годами мальчик, превратившийся в мужчину, не начал совершать нечто подобное. А ведь все так прекрасно начиналось, знаменитейший художник, до безумия (в хорошем смысле) влюбленный в собственную супругу, пишущий ее портреты, ослепительные портреты прекрасной дамы, и девочка в белом платьице. Что может быть идилличнее и краше? Но внезапно настроение отца семейства меняется, словно тучи накатывают на майское голубое небо, и он готов несколько часов держать ребенка на четвереньках в саду, или в своей мастерской, пока он пишет с нее собаку! Серен Сэттер-Лассен, тоже датчанин, известный зрителям по таким кинолентам, как «Быстрые стволы», «Я – Дина», «Балбесы», «Медальон Торсена», «Побег», «Дикие лебеди» и многим другим, очень хорошо справился с точнейшим отображением этой, как ни крути, трудной роли. Можно сказать, что в образ психопата-художника Серен вложил не только работу, но и крупицу собственной души, что сделало его таким удивительно уникальным и таким невероятно притягивающе-отталкивающим. В самом начале его невероятно, пронзительно жаль, потом зритель начинает недоумевать, а в середине действия Крейера можно даже тихо ненавидеть. Но этого делать нельзя, ведь он только то, чем создал его Господь, не более и не менее.

«Ничто так не вдохновит настоящего композитора, как полная тишина»

Молодого выскочку музыканта, который посягнул на честь серьезной, и кажущейся вполне счастливой, женщины, шведского композитора по имени Хуго Альвен, сыграл Сверрир Гуднасон, личность в скандинавском кинематографе тоже вполне приметная. Нужно отметить иронию судьбы (а может, это было задумкой режиссера), шведа в картине играет соответственно шведский актер, правда, имеющий исландские корни, но все же. В родной стране, да вообще во всем скандинавском мире, этот актер отлично знаком публике, он снимался и снимается в многочисленных телесериалах, участвует в шоу и телепрограммах. Однако работ в большом кино у него тоже не мало. Этот худенький молодой человек, с чертами настоящего ледяного языческого божества, кроме «Жены художника» снялся в таких кинофильмах, как «Семейные тайны», «Темная вода», «Джулия», «Фестиваль», «Сколько клюквы во всем мире?», и многих-многих других. Нужно сказать, что натурального прохвоста, возвышенно рассуждающего об искусстве и свободе и тут же «волочащегося» за каждой замужней женщиной (видимо, чтобы избежать женитьбы), сыграл Сверрир очень даже хорошо. Может быть, он не сделал Хуго ключевой фигурой киноленты, но ведь этого и не требовалось. Чем же закончилась вся эта история? Конечно же, Билле Аугуст внес свои коррективы в историчность событий, но тех, кто знаком с биографией художника и его жены, картина, может быть, не поразит, но удивит, это точно. Кроме того, про этого действительно выдающегося человека еще не снято было ни одного кинофильма, и спасибо Билле, что донес до народа эту почти биографичную историю. Для того чтобы узнать, какой станет развязка, придется смотреть кино, иначе впечатление будет безнадежно испорчено пустыми словами, которые, по сути, ничего толком передать не могут.

Бюджет киноленты «Жена художника составил около шести миллионов датских крон. Казалось бы, в современное время это и не много, но для датского кинематографа, сумма достаточно внушительная. Нужно сказать, что фильм вовсе не выглядит низкобюджетным «ширпотребом». Однако следует признать, что европейское кино, как говорится, «за те же деньги», почти всегда выглядит лучше американского. Премьера кинофильма состоялась в конце сентября две тысячи двенадцатого года, а в Россию это кино пришло лишь в январе две тысячи тринадцатого, видимо отечественный кинопрокат думал – нужна ли здесь эта странная и немного чудная драма?, а потом все же решил, что нужна. Ну что же, спасибо ему за это, и хотя в кинотеатрах аншлагов не было, а отечественный прокат собрал всего около двадцати тысяч долларов, но фильм на все сто процентов стоит того, чтобы его посмотреть.