The Time Traveler's Wife

henaФильм «Жена путешественника во времени» (оригинальное название The Time Traveler’s Wife) был снят в жанре мелодрамы с элементами фантастики известным немецким кинорежиссером Робертом Швентке. Фильм является экранизацией одноименного дебютного романа американской писательницы Одри Ниффенеггер, создавшей весьма неординарное художественное произведение. Этот роман — одна из самых читаемых историй о любви. В 2003 году он стал самым популярным любовном романом на книжном рынке. Тиражи этого произведения достигли двух с половиной миллионов экземпляров. Книга также была благосклонно принята критикой – роман «Жена путешественника во времени» стал обладателем престижной литературной премии British Book Award. 14 августа 2009 года состоялась премьера одноименного фильма, которая прошла в Великобритании, а 15 октября 2009 года этот фильм увидели зрители нашей страны. Еще до выхода фильма на экраны кинотеатров в Интернете появилось множество статей, в которых акцентировалось внимание на том, что картина обязана своим существованием Брэду Питту. Однако достоверно известно, что сам актер принимал участие в проекте всего лишь в качестве продюсера, но никак не режиссера. Прекрасный роман Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени» известен во всем мире, но права на экранизацию были куплены еще до выхода в свет самой книги. Их как раз и приобрел знаменитый актер и продюсер Брэд Питт совместно с не менее известной Дженнифер Энистон.

Еще до публикации романа, его автор Одри Ниффенеггер дала интервью, в котором поделилась своими переживаниями. Ведь произведение еще не было окончено, а права на его экранизацию были уже проданы. Волнение автора было связано с тем, что тот глубокий смысл произведения, те переживания, которые она попыталась донести до читателя, возможно, не будут должным образом отражены в видеоверсии романа. В то же время, ей поскорее хотелось увидеть эту экранизацию, чтобы понять, как точно она смогла донести свою мысль читателям книги.

Для создания оригинального сценария студия наняла превосходного сценариста Джереми Левена. Несколько режиссеров заинтересовались судьбой романа, однако не приняли участия в его экранизации. Режиссерское кресло хотели предоставить таким режиссерам, как Стивен Спилберг, Дэвид Финчер и Гас Ван Сент. В итоге в 2006 году был принят на роль режиссера Роберт Швентке, который взял производство в свои руки, возглавив этот интересный проект.

Сюжет

Это удивительная и одновременно уникальная история двух влюбленных — чикагского библиотекаря Генри Детембле и художницы, создающей удивительные скульптуры из бумаги, Клэр Эбшир. Двадцатилетняя Клэр и двадцативосьмилетний Генри знакомятся в библиотеке. Так зарождается удивительное чувство, которое главные герои пронесут сквозь годы. Спустя некоторое время Клэр узнает, что ее возлюбленный болен очень редкой генетической болезнью под названием хрононедостаточность, суть которой заключается в том, что человек невольно перемещается во времени. Именно во время такого «перемещения» главный герой впервые видится с будущей возлюбленной. Но в тот временной период Клэр – всего лишь маленькая девочка.

Лишь спустя несколько лет, когда их возраст будет примерно одинаков, герои смогут пересечься вновь. Да, герои находят друг друга, но странный образ существования Генри предполагает, что его возраст изменяется в соответствии с тем , в какое время он попадает. В то же время, возраст Клэр меняется естественным биологическим путем. Вся жизнь любящей женщины превратилась в процесс ожидания. Ведь она может лишь предполагать, когда в очередной раз появится ее избранник. Его исчезновения и появления в жизни героини – непредсказуемы. Порой, они комичны, а иногда – трагичны.

Съемки

На создание фильма ушло почти два года, хотя первоначально был запланирован гораздо меньший отрезок времени. Фильм начали снимать в Торонто осенью 2007 года, и несколько кадров было отснято в Гамильтоне. К счастью, съемки начальных кадров проходили успешно и не требовали дополнительной подготовки. Однако, несмотря на слаженную деятельность всей съемочной группы – прекрасную работу режиссера и старания актеров, съемки были приостановлены на полгода без веских причин и объяснений.

Работа над картиной была продолжена только в конце 2008 года. Весь актерский состав остался неизменным, и с радостью приступил к работе. В первые месяцы 2009 года уже были готовы финальные сцены картины, и весь отснятый материал отправился на компьютерную доработку и озвучивание.

Тем не менее, существует версия, которая предполагает причину столь длительного перерыва в съемочном процессе. После съемок всех основных дублей исполнитель главной роли актер Эрик Бана начал работу в другом проекте — в фильме «Звездный путь». Для лучшего воплощения на экране образа главного героя актеру пришлось побрить голову. После того, как фильм «Жена путешественника во времени» был смонтирован, режиссер принял решение на пересъемку некоторых сцен. В новых дублях должен был сняться Эрик Бана, однако из-за его нового имиджа съемки пришлось отложить до того времени, когда волосы отрастут и вернется их первоначальный вид.

Музыкальное сопровождение

Музыка к фильму была написана композитором Майклом Дэнна. Все музыкальное сопровождение было записано совместно с Hollywood Studio Symphony осенью 2008 года. Каждая сцена фильма озвучивалась в отдельности, каждому времени соответствует определенная мелодия. Такой оригинальный подход был придуман для того, чтобы зрителю было проще перемещаться во времени и не путаться в возрастных изменениях главных героев. Тревожные, нелепые, радостные, спокойные, душевные, неповторимые — все эти моменты удалось подчеркнуть музыкальными интонациями.

Актерский состав

В самом начале работы над фильмом на главные роли были рассмотрены актеры Эдриан Броуди и Ева Грин, которая к началу съемок даже успела выучить половину сценария и отрепетировать пару сцен. Однако этот состав был пересмотрен, и было принято решение, что лучше и правильнее будет взять на главные роли Эрика Бана и Рэйчел МакАдамс. Исполнителям главных ролей пришлось не только войти в образ, но и найти общий язык, немного пообщаться и понять друг друга, прежде чем приступить к работе.

Аактриса Рэйчел МакАдамс сыграла Клэр — жену путешественника во времени. Актриса очень тонко подошла к воплощению на экране судьбы своей героини. Зритель видит не игру знаменитой исполнительницы, а нелегкую жизнь самой Клэр с самых юных лет до смерти ее мужа. Клэр демонстрирует всю силу своего характера, она верит в то, во что другие люди поверить отказываются. Любовь главной героини сравнима с волшебством. Клэр любит человека, который не по своей воле перемещается во времени, и каждый день становится для нее тревожным ожиданием. Удивительно, но героине удается не только сохранить такой странный брак, но и родить ребенка. Судьба Клэр – подвиг молодой женщины, который и стал сюжетной основой фильма. Несмотря ни на что, Клэр сохраняет любовь к своему избраннику, проявляя чудеса стойкости и терпения.

Судьбу главного героя Генри Детембла воплотил на экране знаменитый актер Эрик Бана. Актеру досталась необычная и очень сложная роль — он играл как юного Генри, так и мужчину средних лет. Перемещаться во времени «лицом» ему удавалось при помощи профессиональной работы гримеров. Много времени Эрик Бана уделял репетиции своих эмоций и, в особенности, — взгляда, так как его герой постоянно менял свой возраст. Когда Генри появляется в кадре сорокалетним, зритель видит не только его седину и морщины, но самое главное — глубину его взгляда. Этот взгляд говорит о многом: герой знает все заранее, в том числе время своей смерти.

Перемещаясь во времени и пространстве, главный герой видит на разных временных отрезках близких ему людей в разные периоды их жизни. Для Генри этот необычный дар – способность проникать в иное измерение, — стал своеобразным проклятьем. Генри все чаще попадает в то время, где в реальности его уже не существует. Именно так герой сам для себя уточняет время своей смерти.

Роль Черисс, подруги Клэр, сыграла Джейн МакЛин. Именно Черисс разделяла с Клэр минуты горечи и разочарований, поддерживала героиню в трудные моменты ее жизни. Вот только о болезни Генри Черисс даже не догадывалась, Клэр не смогла поделиться этой тайной ни с кем.

Хейли МакКанн сыграла роль Альбы, дочери Клэр и Генри. Альба — уникальный ребенок, способный не просто перемещаться во времени, а попадать в то время, в которое сама захочет. Девочка — очень спокойный и умиротворенный ребенок, но ее понимание жизни очень взрослое. Альба способна перенести в себе всю боль и горечь утраты, чувствуя и понимая своего отца. Она понимает, что его регулярное исчезновение неизбежно, просто необходимо с этим смириться и научиться жить дальше. Позднее Альба встречает в будущем саму себя более старшего возраста и проводит в компании с собой большую часть времени.

Маленькую Клэр играет Бруклин Пру. Эта мечтающая маленькая девочка верит в чудеса и в неземную любовь. Будучи совсем ребенком, она встречает взрослого Генри. Именно Генри рассказывает красивые и добрые сказки маленькой Клэр, — сказки, которые в реальной жизни оказываются правдой. Все, что Генри рассказывал маленькой Клэр, оказалось рассказом о судьбе самой героини, о всей ее будущей жизни.

Алекс Феррис играет семилетнего Генри Детембла, который перенес сильнейший стресс во время аварии. Он сотни раз возвращается обратно в прошлое, за несколько минут до аварии. Однако предотвратить трагедию невозможно, и будущее не подвластно никому, никто не в силах повлиять на стечение обстоятельств. Этот драматический момент волновал Генри всю жизнь. Маленький ребенок, переживший в своей крошечной жизни страшную трагедию, он всего лишь хотел вернуть свою любящую маму.

Все роли в фильме были не просто сыграны, а прожиты актерами. Они очень достоверно воплотили на экране образы героев романа Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени».

Интересные факты

Не обошлось в фильме и без так называемых «киноляпов». Вот лишь несколько примеров того, что заметили особо внимательные зрители.

  • В начале фильма Генри возвращается с улицы, где льет сильный дождь, его голова не покрыта. Когда он заходит в помещение, его голова оказывается совершенно сухой.
  • Следующий момент — это заколка Клэр в сцене первого поцелуя. В самом начале сцены на длинных волосах героини видна темно-коричневая заколка, а уже к концу сцены, зритель видит в ее прическе желтую заколку.
  • В сцене на лугу, когда юная Клэр первый раз встречается с Генри, зритель видит, как героиня бросает правый ботинок в кусты, поскольку думает, что там прячется ее брат Марк. Однако позднее ботинок отсутствует на ее левой ноге.
  • В сцене, когда Клэр проверяет правильность и точность заполнения лотерейного билета, она вначале берет его в перчатках, потом в кадре видна рука без перчатки, ну а затем перчатки возвращаются снова.
  • Забавная и очень яркая неточность содержится в сцене, когда Клэр записывает в дневник следующие даты появления Генри. Дневник открыт на месяце февраль 1984 года, в котором числится тридцать дней.

Отличия романа от экранизации

Первым и наиболее важным отличием является то, что финальная сцена фильма не совпадает с оригиналом. Здесь режиссер внес свои изменения, так как решил, что трагичная концовка будет тяжелее восприниматься зрителем. Именно поэтому режиссер «смягчил» финал незначительными факторами. По сюжету книги, Генри, попав в больницу после обморожения, лишается ног, а по фильму — он вынужден временно находиться в инвалидном кресле. Тем самым режиссер дает надежду и веру в то, что Клэр не один раз встретит Генри после его смерти. Финальная сцена не меняет общего впечатления от киноленты, которая попала в рейтинг самых лучших экранизированных историй о любви.

В фильме режиссер показывает встречу двух влюбленных спустя четыре года после смерти Генри, а вот в книге эта встреча происходит, когда Клэр исполнилось 82 года, фактически, перед ее смертью.