The Woman in Black

Oblogka_Genshina_v_chernomЕсли вы фанат Гарри Поттера (не столько самого кино, сколько его главного героя) – посмотрите этот фильм. Если любите мрачные ужастики – посмотрите его также. А можно и просто так глянуть, для общего развития. Вот только слабонервным матерям с малыми детьми особо не рекомендуется. Почему? Об этом намекает сюжет картины. Но для начала – немножко технических подробностей и фактов.

Съемки, премьеры и т.п.

Снималась «Женщина в черном» (The Woman in Black) с 27 сентября 2010 по 4 декабря 2010. За это время киногруппа «освоила» целых восемь географических координат Великой Британии. Ровно, как и компаний, принявших участие в производстве, тоже 8. Это: Alliance Films, Cross Creek Pictures, Exclusive Media Group, Film i Väst, Filmgate, Hammer Film Productions Limited (компания, когда-то снимавшая «Проклятие Франкенштейна», «Дракулу» и др., потом заявившая о банкротстве и вновь взявшаяся за дело), Talisman Productions, UK Film Council. За спецэффекты следует благодарить (или критиковать) студии Filmgate и Union Visual Effects.

Бюджет киноленты: $17 000 000. Кассовые сборы в мире составили $127 730 736. Официальной датой начала проката считается 3 февраля 2012 года (Канада и США), но премьера состоялась еще до того в Англии. Фильм рекомендуют к просмотру с 16 лет или с 13, но в присутствии родителей. Он был номинирован на премию Сатурн 2013 как один из лучших фильмов ужасов.

Некоторые критики называют это кино римейком одноименной картины1989 года, но его авторы утверждают – оба фильма абсолютно равноценные и достаточно разноплановые экранизации романа Сьюзан Хилл «Женщина в черном». Надо сказать также, что киноверсии существенно отличаются от оригинального литературного произведения. Книгу пришлось адаптировать из-за слишком большого количества внутренних терзаний главного героя.

Режиссер

Великобританец Джеймс Уоткинс хорошо знаком с жанром хоррора. Еще работая сценаристом на студии Working Title Films, он принимал участие в таких кинолентах как: «Одним глазком»/My Little Eye (2002), «Пропавшие «/Gone (2007), а также триллере «Спуск 2″/The Descent Part 2 (2009). Первой серьезной режиссерской работой Уоткинса стало «Райское озеро», которое было высоко оценено критиками и поклонниками фильмов ужасов. «Женщина в черном» не удостоилась столь лестных отзывов, но рейтинги ее все равно выше средних. Это две достаточно разноплановых киноленты, каждая из которых имеет свою аудиторию. Первая – достаточно кровожадная, тогда как вторая – более сдержанная, «интеллигентная». Один журналист в интервью с Джеймсом подметил, что оба его фильма (и «Озеро», и «Женщина») изображают детей в той или иной мере монстрами, существами чудовищными или потусторонними. Он задал вопрос режиссеру – боитесь ли вы детей? На что тот ответил, что скорее не боится, а опасается, ибо они часто ставят его в тупик. Что же касается работы над фильмом, то Уоткинс признался, что просмотрел довольно много классических ужастиков разных годов, используя в своем кино уже наработанные до этого приемы и правила.

Сюжет

Действие происходит в 1920-е годы в Британии. Главный герой – молодой юрист и вдовец Артур Киппс, воспитывающий сына и не совсем хорошо справляющийся со своей службой. В качестве испытательного задания начальник поручает ему съездить в одну глухую деревню на северо-восточном побережье. Там Артур должен разобраться с кипой бумаг умершей владелицы поместья Ил-Марш Элис Драблоу, дабы потом продать ее дом. По дороге он знакомится с одним знатным человеком, живущим в тех краях и который впоследствии станет его единственным другом в этой мрачной полупустой деревне. Ведь далеко не радушный прием с хлебом и солью ждет гостя среди местных жителей, а холодное отчуждение. Они всячески пытаются отговорить молодого человека от поездки в Ил-Марш. Однако не предупреждают об опасностях прямо, а лишь беглыми намеками выявляют свое беспокойство. Артур настойчив и, в конце концов, находится молчаливый извозчик, готовый отвезти юриста туда. Дом и участок возле него выглядят совершенно заброшенными и безлюдными, но из окна в саду Киппс замечает силуэт женщины, одетой в черное. Если бы даже жители деревни предупредили его «только не смотри на нее» — Артур вряд ли послушался бы. Он любит докапыватся до сути вещей и вскоре поймет, почему после его прибытия началась череда фатальных детских смертей…

Актеры

На главную роль режиссер решил пригласить известного всем без исключения «Гарри Поттера» — Дэниэла Рэдклиффа. Еще снимаясь в последних частях «Поттерианы», Дэн начал понемногу отходит от этого «въевшегося» под кожу образа. Он принял участие в нескольких фильмах, сериалах, сценических постановках. Как ни странно, но на Гарри он в «Женщине в черном» действительно не похож. Нельзя сказать, что сыграл на отлично, но и особых провалов не было. И сам актер, и продюсеры фильма отмечали, что с самого начала сценарий ему очень понравился. Уоткинс как-то заметил, что в этом актере есть затаенная грусть, которая и требовалась ему для воплощения образа одинокого молодого отца. В силу своего юного возраста Рэдклифф сыграл данную ему роль достаточно прилично. «Дэниэл очень профессионален» — говорит режиссер. И это, безусловно, похвальная черта. Он также исправно штудировал литературу, прежде чем приступить к съемкам. Чтобы понять, что ощущает его герой, Рэдклифф общался с психологами, читал о депрессивных состояниях. Ведь он должен был показать перед камерами то душевное и физическое истощение, которое испытывает мужчина после внезапной смерти любимой женщины. «Я не выношу вида крови» — признался в интервью молодой актер, — «Но напряженный, умный, оригинальный хоррор мне по вкусу». Герой Рэдклиффа порой даже слишком молчаливый и сдержанный. Кажется, у него стальные нервы. Он вполне хорошо вписался в местное общество «проклятой» деревни. Грустный, не теряющий до конца самообладания джентльмен получился в его исполнении весьма неплохо.

Многие из тех, кто не воспринял позитивно игру Рэдклиффа, высоко оценили участие в проекте другого талантливого актера (второго плана) — Киарана Хайндса. Он сыграл того самого богатого землевладельца, который подставил дружественное плечо молодому юристу. Этот актер, между прочим, также снимался в одной из частей «Гарри Поттера», и еще в более чем восьми десятках разных кино, телеработ («Призрак оперы», «Призрачный гонщик», «Нефть» и др.). Хайндс выглядит здесь харизматичным, опытным и уравновешенным человеком. Этакий знатный позитивно настроенный материалист среди угрюмых суеверных крестьян. Хочется сказать «я ему верю». С такой поддержкой даже дико орущие и прыгающие на тебя призраки не страшны. Правдоподобно сыграла его одержимую жену Джанет МакТир. Выпускница Королевской академии драматического искусства отметилась в «Грозовом перевале» и «Стране приливов», а также во многих других разножанровых фильмах и пьесах. Она неоднократно номинировалась на «Золотой глобус», «Оскар», «Эмми» и т.д. Обладает одним «Глобусом» и одной премией «Тони».

Неплохо сыграли и остальные «участники игры». Здесь можно увидеть Дэвида Бурка и Шона Дули, Эмму Шори и Молли Хэрмон, Эллизу Уокер-Рид, Софи Стаки, Мишу Хэндли и других взрослых и несовершеннолетних актеров. Эпизодическая роль молодой миссис Драблоу досталась русской актрисе Алисе Хазановой (дочь Геннадия Хазанова). Будучи профессиональной балериной, Алиса пробовала себя во многих творческих ипостасях: стилиста, модельера, фотомодели и, безусловно, актрисы. Она играла вместе с Натальей Орейро в фильме «В ритме танго», снялась в нескольких неплохих русских короткометражках и полнометражных картинах. Сына Артура Киппса сыграл крестник Дэниэла Рэдклиффа — Миша Хэндли. Они очень хорошо ладят между собой, поэтому решили использовать собственную дружбу в «киношных» целях.

Женщину в черном воплотила на экране британская актриса Лиз Уайт. Она восприняла свою роль не как просто страшилку, а попыталась проникнуться сочувствием к матери, потерявшей ребенка и утратившей веру в близких людей. Уайт не впервой играет в триллерах и успела за свою карьеру неоднократно сняться как в полных метрах, так и в сериалах. Время от времени она появляется на подмостках театра National Theatre.

Художественное оформление

Данный пункт пришлось вынести отдельно, так как работа художников, постановщиков, гримеров действительно заслуживает высокой оценки. «Женщина в черном» прекрасно передает холодную и мрачную атмосферу старинной Англии. И хотя авторы не старались слишком дотошно передать исторические детали, они все же консультировались со специалистами, дабы не попасть впросак с какой-то на первый взгляд ничего не значащей, но аляповатой деталью. Костюмы, антураж, съемка – все это сделано в лучших готических традициях. Бледные лица еще живых, но уже обреченных на гибель, детей, меланхолический главный герой, старинный дом, заросший сад с кладбищем, пугающие заводные музыкальные игрушки… Каждая деталь подчеркивает общую картину, а некоторые кадры даже хочется повесить в рамочку. Чего только стоит, например, панорама прилива, затапливающего дорогу к заброшенному имению. Пустынный путь, похороненный под водой, надолго отрежет главного героя от внешнего мира. Когда он смотрит туда вдаль, от чувства вселенского одиночества начинают по коже бегать мурашки.

Само поместье съемочная команда нашла и обустроила достаточно легко. Глубокие коридоры, темные закутки, игра света и тени – Кейв Куинн поработала над ним на славу. Труднее оказалось подыскать подходящую деревню. Нашлась она в центре Йоркшира и называется Хэлтон Гилл. Эксперименты над костюмом женщины в черном привели команду к прекрасной находке – эффектной вуали на лице призрака. В совокупности с гримом данный элемент придал еще больше трагизма и мистификации данному образу.

Музыка, созданная мастером ужасающих мотивов Марко Белтрами («Не бойся темноты», «Крик», «Потрошители» и др.), остается на протяжении всего фильма добротным фоном, но отдельно от него особой ценности не представляет. Она «взвизгивает» с приближением призраков и утихает в периодах относительного покоя.

Интересные факты

  • Поскольку картина успешно окупила себя в прокате, создатели объявили о намерении сделать из истории сиквел. О продолжении известно совсем немного. Называться вторая часть будет «Женщина в черном: Ангелы смерти», а события будут происходить спустя 40 лет после случившегося с Киппсом в Ил-Марше.
  • Rolls-Royce Silver Ghost (выпущен 1907 года), коим владеет в кино персонаж Хайндса – уникальный и самый дорогой автомобиль в мире, общей стоимостью вместе со страховкой около триллиона.
  • Механические игрушки и музыкальные шкатулки, использованные в киноленте, также являются антикварными экспонатами, одолженными у коллекционера.
  • Пьесу по мотивам романа Сьюзен Хилл впервые поставили в 1987. В Вест-Энде она идет до сих пор. Также по этой книге была сделана радио-постановка.
  • Продюсер студии Talisman Films Ричард Джексон вынашивал идею экранизации романа «Женщина в черном» еще с 1997 года. Но некоторое время подыскать хороший вариант адаптированного сценария не удавалось. Ситуация изменилась с приходом в проект Джейн Голдман. Продюсеры фильма в один голос твердят, что только ее талант позволили обойти все рифы и мели, создав прекрасно адаптированную экранизацию.
  • Сначала фильм планировали делать в 3D формате, но потом отказались от данной мысли и даже постарались минимально использовать компьютерную графику. Поэтому обстановка получилась очень натуральной.
  • Эдриан Роулинз, который сыграл в истории о Гарри Поттере его отца, исполнял роль Киппса в экранизации 1989-го года. Такая вот «семейная» традиция.

Итоги

Многие любители ужасов после выхода данного фильма сказали свое «фу». Мол, не впечатляет, не ново и все такое. Но все же картина сделана стильно, напряжение присутствует и «бу» эффекты порой действительно пугают. Как уже обозначалось, режиссер не стал слишком заморачиватся с новизной. Он использовал по большей части классические приемы жанра, сделав современный готический хоррор с минимумом крови и играющим на нервах саспенсом. Авторы сделали неплохие ставки – известный актер с готовой толпой поклонников, высокое художественное качество работы, красивая, совершенно избавленная от трэша викторианская история о призраках. Сюжет – несложный, хотелось бы чуть большего раскрытия характеров. Например, узнать детали фамильной трагедии призрака, семейные тайны ее обидчиков и т.д. Кино уже успели окрестить «энциклопедией штампов», «фильмом одного актера» и многими другими лестными да не очень именами. Но это только подтверждает общеизвестную пословицу о разнообразии человеческих вкусов. Может для знатоков жанра оно и не слишком качественное, но массовому зрителю «блюдо» понравилось. Яркое подтверждение данному факту – крупные кассовые сборы и обилие позитивных откликов. Финал для одного зрителя окажется неожиданным, а другой опять скажет «и это все?», недовольно хлопая глазами. В общем, смотреть «Женщину в черном» или нет, – каждый должен решить сам.