Life of Pi

В две тысячи первом году в свет вышла книга талантливого канадского писателя Янна Мартеля под названием «Жизнь Пи». Роман быстро приобрел популярность, а его автор снискал вполне заслуженное уважение в литературных кругах. Вершиной успеха этого произведения стало получение Букеровской премии за две тысячи второй год. «Жизнь Пи» отличалась нетрадиционным сюжетом и рассказывала историю о необычном путешествии простого паренька из Индии, пересекшего океан на маленькой спасательной лодчонке в сопровождении бенгальского тигра. На примере вынужденного соседства человека и хищника Мартель затрагивал серьезные философские вопросы, касающиеся основ мироздания и человеческого бытия. По словам самого писателя, источником его вдохновения при написании романа стало произведение бразильца Моасира Скляра «Макс и семейство кошачьих», в котором говорилось о приключениях еврейско-немецкого беженца, пересекшего Атлантику в компании с ягуаром. Не смотря на то, что книга Янна Мартеля привлекла самое пристальное внимание со стороны голливудских магнатов, вопрос о ее экранизации долгое время оставался открытым. Дело в том, что тематика романа, а также присутствующие в нем многочисленные философские рассуждения на самые разнообразные темы, гармонично смотрелись на бумаге, но мало поддавались адаптации под нужды кинематографа. Тем не менее, студия Fox 2000 Pictures все-таки решила рискнуть и попробовать перенести действие книги на широкий экран.

Сюжет картины.

«Жизнь Пи» начинается с того, что некий Писатель (прототипом которого стал сам Янн Мартель), остро нуждающийся во вдохновении, пребывает в поисках какого-нибудь интересного сюжета для своей новой книги. По совету одного человека, он знакомится с неким Пи Молитор Пателем, который рассказывает ему удивительную историю, случившуюся с ним много-много лет назад. История настолько невероятная, что самым коренным образом изменяет привычную для Писателя систему мироздания. К тому же, дослушав рассказчика до конца, Писатель понимает, что проблемы с вдохновением для него остались в прошлом.

Ключевые персонажи и их исполнители.

Главным действующим лицом фильма является, безусловно, Пи. На самом деле, его полное имя – Писин Молитор Патель и с этим фактом была связана одна крайне занятная история. Дело в том, что своим именем Пи был обязан названию французского общественного бассейна – Piscine Molitor, в котором когда-то довелось поплавать его названному дяде. Однако Писин быстро превратилось в Писун, а в адрес несчастного мальчика стали сыпаться многочисленные насмешки со стороны его одноклассников. Дабы избежать подобных незаслуженных издевательств, находчивый Писин решил произвести в своей школе настоящую сенсацию, чтобы новые впечатления оттеснили особенности его имени на второй план. После летних каникул мальчик вернулся к занятиям максимально подготовленным. Он наизусть выучил массу информации и продемонстрировал свои знания на уроках. В результате приложенных им усилий нелепое прозвище «Писун» или «Писающий мальчик» исчезло, уступив место краткому варианту его имени – Пи.

Писин Молитор Патель – очень любознательный по своей природе парнишка. Ему интересно все, что его окружает. Мама мальчика привила ему любовь к Вишну, а индуизм стал путеводной нитью к пониманию других мировых религий. Как это ни странно прозвучит, но Пи Патель в равной степени индуист, мусульманин и католик. Поначалу данное обстоятельство вызывало непонимание со стороны отца и старшего брата мальчика. В этом плане примечателен один из разговоров Писина и его родных:

- Нельзя все-таки исповедовать три религии сразу.
- Почему?
- Потому что верить во все сразу, что тебе будет предложено, все равно, что вообще ни во что не верить.

Единственным человеком, который терпеливо и без осуждения относится к духовным поискам Пи, является его мама. Она верит, что ее сын просто ищет свой путь в этом мире, отсюда и такая разноплановость мальчика в вопросах религии.

Писин родом из Индии. Его отец был управляющим в одном из отелей Пондишери. Потом ему в голову пришла мысль организовать зоопарк в городском ботаническом саду. Заручившись поддержкой муниципалитета, предприимчивый Сантуш Патель приобрел животных и организовал новое для себя дело. В это же время он знакомится со своей будущей женой Гитой, которая работала в том самом ботаническом саду. Спустя некоторое время в их семье появляется первенец – Рави, а потом и младший сынишка, Писин Молитор.

Родители Пи оказали весьма существенное влияние на становление характера своего сына. Отец мальчика, Сантуш, был человеком новой формации. Он негативно относился к религии, считая ее мраком для ума. Такое восприятие веры стало следствием перенесенного в детстве заболевания. Юный Сантуш серьезно заболел, однако его молитвы об избавлении от боли и страданий не были услышаны. Напротив, помощь пришла от западной медицины, вследствие чего Сантуш стал законченным атеистом.

Мама Писина, напротив, была весьма набожной и частенько рассказывала своим детям о деяниях индуистских богов, таких как Вишну, Кришна и остальные. Однако по воспоминаниям Пи, религиозность матери была обусловлена, в первую очередь, тем, что вера стала для нее единственной связью с прошлым. Дело в том, что дав свое согласие на брак с Сантушем Пателем, Гита нарушила волю своих родителей и те от нее отвернулись. В индуизме женщина нашла своего рода утешение и оправдание для самой себя.

В картине режиссера Энга Ли роль Писина Молитор Пателя исполнили сразу несколько актеров. В самом юном возрасте Пи сыграл Гаутам Белур. Его же, но немного повзрослевшего, – Аюш Тандон. Для них обоих это стало первым появлением на экране. Пи-рассказчика, состоявшегося мужчину, лектора одного из университетов, представил зрителю Ирфан Кхан. Однако основная нагрузка в создании образа данного персонажа легла на плечи Сурадж Шармы. К слову сказать, присутствие семнадцатилетнего Сураджа на съемочной площадке «Жизни Пи» стало результатом случайного стечения обстоятельств. Дело в том, что молодой человек не собирался участвовать в кастинге на эту роль. Он жил в Дели со своими родителями (преподавателями математики), получал образование и вообще был весьма далек от кинематографа. Его единственным сценическим опытом было участие в одном из школьных спектаклей. Тем не менее, это не помешало талантливому парню произвести впечатление на руководство проекта и опередить порядка трех тысяч других претендентов на роль Писина Молитор Пателя. На глаза режиссера Энга Ли юноша попался в тот момент, когда помогал «вжиться в образ» своему младшему брату. Создатель «Горбатой горы» предложил Сураджу прочитать одну из сцен, после чего всем стало очевидно – поиски актера на главную роль окончены.

Перед съемками фильма Сурадж Шарма был вынужден проходить довольно длительную подготовку, во время которой он занимался физическими упражнениями, медитацией, осваивал йогу. По мнению режиссера Энга Ли, это было крайне необходимо – только так персонаж Писин Молитор Патель мог получиться достаточно убедительным для потенциального зрителя. Однако на этом «мытарства» молодого актера не закончились. Дело в том, что до съемок «Жизни Пи» Сурадж не умел плавать. Ко всему прочему, он испытывал трудности при задержке дыхания во время погружения в воду. Тем не менее, благодаря своей настойчивости и постоянным тренировкам ему удалось достичь своего рода рекорда: к концу съемок картины Шарма мог не дышать чуть больше двух с половиной минут – личное достижение актера.

На протяжении своего утомительного плавания Пи Пателю довелось испытать самые разнообразные лишения, результатом которых стала вполне закономерная потеря веса и истощение. Чтобы достичь подобной худобы в реальной жизни Сурадж Шарма много часов подряд совершал длительные пробежки и существенно ограничивал свой ежедневный рацион, чем приводил в полное восхищение всю съемочную группу. Кроме того, по сценарию картины Писин Молитор путешествует в компании бенгальского тигра. Поскольку одновременное нахождение животных и Сураджа Шармы в кадрах не предполагалось, молодой актер специально изучал повадки этих хищников, чтобы суметь убедительно сыграть в сценах с Ричардом Паркером.

Еще одним важным персонажем картины «Жизнь Пи» является так называемый Писатель. Его роль исполнил талантливый актер Рейф Сполл. К слову сказать, изначально кастинг проводился между Эндрю Гарфилдом (принимавшим участие в проектах «Социальная сеть» и «Воображариум доктора Парнаса») и Тоби Магуайром (снискавшим славу после исполнения роли Питера Паркера в киноэпопее о приключениях Человека-паука). В итоге было принято решение о привлечении к съемкам Тоби Магуайра. Все эпизоды с его участием были отсняты, однако режиссер Энг Ли, просмотрев полученный материал, все-таки посчитал, что Тоби слишком известен среди поклонников киноискусства, а потому почти наверняка начнет отвлекать внимание зрителя от других актеров, участвующих в фильме. Так и возникла идея привлечь на роль Писателя Рейфа Сполла.

Работа над проектом.

Поскольку книга Янна Мартеля считалась плохо поддающейся для экранизации, долгое время продюсеры картины «Жизнь Пи» не могли подыскать подходящего человека на место режиссера. Переговоры велись и с Найтом М. Шьямаланом (известному по фильмам «Шестое чувство» и «Повелитель стихий»), и с Жаном-Пьером Жене (снявшему романтическую «Амели»), и с Альфонсо Куароном (подарившему миру «Гарри Поттера и узника Азкабана»). Найт М. Шьямалан привлекал тем, что, как и Писин Молитор Патель, он был уроженцем Пондишери, а потому не понаслышке знал особенности индийского быта и культуры. Однако режиссер отказался участвовать в проекте, отдав предпочтение работе над другой лентой – «Девушка из воды».

Переговоры с Альфонсо Куароном также не увенчались успехом. В это же время режиссеру поступило предложение приступить к работе над фильмом «Дитя человеческое» и Куарон предпочел отказаться от экранизации «Жизни Пи». В конечном итоге свое согласие принять участие в проекте выразил тайванец Энг Ли. К предстоящей ему работе Ли отнесся максимально ответственно. Так, к примеру, он обратился к Стивену Каллахану и привлек его в качестве своего консультанта. Достижением Каллахана являлось то, что в начале восьмидесятых годов двадцатого века ему пришлось в одиночку дрейфовать в Атлантике почти восемьдесят дней на резиновой спасательной лодке. Воспоминания о тех событиях он изложил в своей книге «По воле волн» («Adrift»). Само собой разумеется, приобретенный им тогда опыт не мог не оказаться полезным при съемках «Жизни Пи».

Кроме того, Энг Ли много внимания уделил использованию новомодного 3D-формата. По его мнению, это был единственный способ максимально достоверно перенести на экран книгу Янна Мартеля. Ранее не знакомый с новой технологией, режиссер лично изучал особенности работы в подобных обстоятельствах. Поначалу руководство Fox 2000 Pictures отнеслось к его идее весьма скептически – уж больно дорогостоящей получалась картина. Однако бюджетные разногласия были преодолены и Энг Ли получил карт-бланш. Его труды оказались не напрасными. Мало кому из зрителей, посмотревших фильм, пришло бы в голову, что практически все животные, присутствующие на экране, являются результатом применения компьютерной графики. А между тем, это действительно так. В частности, более восьмидесяти процентов всех эпизодов с участием Ричарда Паркера были сгенерированы на компьютере. Реальный же тигр (точнее, тигры, поскольку всего было задействовано четыре подобных зверя) присутствует только в отдельных кадрах (сцены, где животное сидит в вольере зоопарка, где оно плавает и пытается забраться в лодку, а также в некоторых других). Работы по визуализации Ричарда Паркера, как, впрочем, и других аналогичных персонажей, осуществлялись силами студии Rhythm & Hues. Режиссер Энг Ли решил привлечь этих специалистов после того, как посмотрел на их работу в знаменитых «Хрониках Нарнии» (там Rhythm & Hues воплощала на экраны образ благородного льва Аслана). Однако было неизвестно, как именно будет сочетаться компьютерная анимация с форматом 3D.

Как уже отмечалось, львиную долю работ по анимации животных производила студия Rhythm & Hues. Однако не только она приложила свою руку к «Жизни Пи». Спецэффекты разрабатывались и другими компаниями, в числе которых были Halon Entertainment, Plowman Craven & Associates, Animal Makers, Crazy Horse Effects, Gimzi Studios, Legacy Effects, Lola Visual Effects, The Moving Picture Company, Total Measurement Solutions и другие.

Сценаристом «Жизни Пи» стал Дэвид Мэги, ранее работавший над такими картинами, как «Волшебная страна» и «Мисс Петтигрю». Однако и автор романа, положенного в основу фильма, не мог не принять участие в экранизации своего произведения. Янн Мартель оказывал посильное содействие в адаптации текста написанной им книги под нужды кинематографа. Вместе с тем, Дэвид Мэги стал своего рода палочкой-выручалочкой для продюсеров картины. Дело в том, что до него написать хороший сценарий к «Жизни Пи» пытались и Дин Георгарис (ставший впоследствии исполнительным продюсером фильма), и Гийом Лоран, и некоторые другие авторы.

В качестве оператора картины был приглашен Клаудио Миранда, который стал известен широкой публике после своей работы над фильмом две тысячи восьмого года «Загадочная история Бенджамина Батона». По словам Миранды, участие в проекте «Жизнь Пи» стала для него самым настоящим испытанием – настолько тяжелых, с профессиональной точки зрения, съемок у него никогда раньше не было. Тем не менее, с поставленной задачей он справился блестяще, что было по заслугам оценено, как рядовыми зрителями, так и более опытными кинокритиками.

Съемки картины стартовали в середине января две тысячи одиннадцатого года. Некоторая их часть проходила на территории Индии и, в частности, в Пондишери (здесь, к примеру, были отсняты кадры с католической церковью). Однако этим география «Жизни Пи» не ограничилась. Большинство эпизодов были сняты на родине режиссера Энга Ли – в Тайване. В частности, во всемирно известном тайпейском зоопарке. И, наконец, завершающие работы в отношении фильма прошли в Канаде.

Что особенно удивительно, большая часть съемок картины проводилась в специально организованном павильоне. В качестве такового приспособили здание заброшенного аэропорта в городе Тайджун, расположенном в центральной части Тайваня. Там был создан гигантский резервуар, доверху наполненный водой. Именно этот резервуар выполнял функцию «океана», в котором Пи Молитор Патель совершает свое невероятное путешествие. При этом при помощи особых технических устройств режиссер Энг Ли мог обеспечить необходимую по сценарию погоду и создать требуемую в данный момент атмосферу происходящего.

Выход в прокат и отзывы зрителей.

Первоначально релиз фильма Энга Ли был запланирован на четырнадцатое декабря две тысячи двенадцатого года. Однако поскольку продюсерам картины стало известно, что в это же самое время стартует прокат ленты Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие», дату презентации было решено изменить. В итоге мировая премьера «Жизни Пи» состоялась на Международном кинофестивале, проводимом в Соединенных Штатах Америки в конце сентября две тысячи двенадцатого года, после чего картина начала свое триумфальное шествие по всему земному шару. В числе стран, где демонстрировался фильм, были Тайвань, Канада, Пуэрто Рико, Китай, Индия, Македония, Россия, Германия и многие другие. При этом везде отклики со стороны зрительской аудитории были более, чем восторженные.

Весьма благосклонно встретили «Жизнь Пи» и в среде профессиональных кинокритиков. Так, например, на страницах Chicago Sun-Times Роджер Эберт присвоил фильму режиссера Энга Ли максимальный балл из четырех возможных и отметил, что, по его мнению, это одна из самых потрясающих кинокартин, вышедших в две тысячи двенадцатом году. В свою очередь, Питер Трэверс из Rolling Stone также высоко оценил «Жизнь Пи» и подчеркнул, что Энгу Ли удалось использовать формат 3D с деликатностью и лиричностью настоящего поэта.
Кроме того, и многие известные люди также весьма лестно отозвались о фильме «Жизнь Пи». В их числе актеры Рассел Кроу и Энн Хэтэуэй, режиссер Джеймс Кэмерон и даже сам президент США Барак Обама. Крупнейшие Интернет ресурсы также благосклонно отнеслись к работе Энга Ли. Так, например, авторитетный сайт Rotten Tomatoes присвоил фильму 88%-ный рейтинг одобрения, а портал Metacritic оценил картину на семьдесят девять баллов из ста возможных.

При подобных обстоятельствах вполне закономерным стал тот факт, что фильму «Жизнь Пи» удалось добиться весьма впечатляющих кассовых сборов. При затратах на его производство в размере ста двадцати миллионов долларов, он смог получить прибыль почти шестьсот миллионов, что для картины с, мягко говоря, нетрадиционным для Голливуда сюжетом, выглядит более, чем впечатляюще. Однако справедливости ради стоит отметить, что кассовые успехи стали большой неожиданностью для многих, кто знал об этом проекте. Дело в том, что скептики были убеждены в финансовом провале картины. Еще бы – в «Жизни Пи» не было звездных «раскрученных» имен, не было столь любимых аудиторией погонь, перестрелок и тому подобных вещей. Да и сюжет фильма, прямо скажем, нетипичен для традиционного голливудского кино – «Жизнь Пи» с некоторой долей условности можно рассматривать в качестве своеобразной философской притчи, что уж совсем не вяжется с понятием блокбастер. Однако режиссер Энг Ли тем и известен, что из «нерентабельного» сценария может создать нечто такое, что произведет неизгладимое впечатление на потенциального зрителя.

Награды, полученные работой Энга Ли.

Как уже упоминалось, фильм «Жизнь Пи» произвел крайне благоприятное впечатление на профессиональных знатоков киноискусства. В подобных обстоятельствах вполне закономерно, что картина Энга Ли была выдвинута на соискание целой массы престижных наград и премий. В частности, «Жизнь Пи» была номинирована на премию Оскар сразу в одиннадцати категориях. В четырех из них фильм был признан победителем («Лучший режиссер», «Лучшая работа оператора», «Лучший саундтрек» и «Лучшие визуальные эффекты»). К слову сказать, картина стала первой лентой за долгое время, которая смогла получить награду Американской киноакадемии за режиссуру и при этом уступить победу в номинации «Лучший фильм». Около семи лет назад такая же ситуация сложилась применительно к фильму «Горбатая гора», режиссером которого также был Энг Ли.

Помимо Оскара в копилке достижений «Жизни Пи» присутствуют три номинации на премию Золотой глобус, из которых выигрышной стала категория «Лучший саундтрек»; девять номинаций на премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), из которых две стали успешными («Лучшая работа оператора» и «Лучшие визуальные эффекты»), а также две номинации на премию Энни, из которых удача сопутствовала в категории «За выдающиеся достижения в области анимации персонажей».

Интересные факты.

  1. Актерам Табу и Ирфан Кхану, исполнившим роли Гиты Патель и Пи Пателя (матери и сына соответственно), ранее уже приходилось играть родственников на экране. В две тысячи шестом году они стали мужем и женой в картине «Тезки».
  2. Пи Патель, рассказывая свою необыкновенную историю, упоминает о том, что Вишну, главное божество в индуизме, спит в водах космического океана, в то время, как все сущее (и в том числе люди) являются лишь отдельными элементами его сна. Внимательный зритель способен разглядеть, что профиль спящего Вишну просматривается в фильме несколько раз. К примеру, он появляется на отдаленных холмах, когда юный Пи гостит в горах у своих родственников и посещает местную церковь. Кроме того, его можно разглядеть в очертаниях плотоядного острова с сурикатами, а также в ночном морском небе во время плавания юноши и его невольного товарища по несчастью.
  3. Судно, на котором семья Пи Пателя отправилась в злополучное путешествие, именовалось Tsimtsum. Это слово еврейского происхождения, которое впервые было введено в оборот в шестнадцатом веке каббалистом Ицхаком Лурией. Этим термином он обозначал процесс сжатия бесконечной божественной сущности, в результате которого образуется пустота.
  4. Ирфан Кхан, которому досталась роль Пи-рассказчика, снимался в двух фильмах, в которых есть персонаж по имени Ричард Паркер. Это непосредственно «Жизнь Пи», а также картина «Новый человек-паук». Обе ленты увидели свет в две тысячи двенадцатом году.
  5. Как уже упоминалось, свое имя Пи (Писин Молитор Патель) получил от названия французского бассейна – Piscine Molitor. Такое строение действительно существует. Оно находится в Париже, неподалеку от Булонского леса и стадиона Ролан Гарос. Бассейн был построен в одна тысяча девятьсот двадцать девятом году и торжественно открыт для посещения в присутствии нескольких пловцов-призеров олимпийских игр. Спустя несколько десятилетий комплекс был заброшен. Однако в настоящее время ведутся работы по его реконструкции.
  6. Кадры, в котором камера оператора показывает сверху спящего на брезенте Пи, в то время как тигр Ричард Паркер свернулся в лодке, а вокруг плавают морские рыбы, практически полностью воспроизводят дизайн обложки романа Янна Мартела, положенного в основу сценария.
  7. Имя тигра, Ричард Паркер, было выбрано автором романа «Жизнь Пи» совсем неслучайно. Дело в том, что оно было позаимствовано из произведения Эдгара Алана По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». В этой книге Ричард Паркер был несчастным моряком, который выжил после кораблекрушения, но был съеден своими обезумевшими от голода товарищами. Кроме того, Янну Мартелу была известна и другая похожая история. В одна тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году где-то в просторах океана затонуло судно под названием Mignorette. После кораблекрушения выжило только четыре человека, одним из которых стал юнга по имени Ричард Паркер. Несчастному мальчику было суждено стать для остальных уцелевших моряков источником пищи.
  8. Само собой разумеется, в таком масштабном проекте, как фильм «Жизнь Пи», не могло не обойтись без нескольких забавных киноляпов. Они особенно не сказываются на качестве этой картины, однако делают ее просмотр еще более увлекательным. Итак, вот лишь некоторые из них.
  • В некоторых кадрах, когда взрослый Пи Патель рассказывает Писателю случившуюся с ним историю, в его глазах можно рассмотреть отражение камеры оператора.
  • Когда судно, на котором семья Пи Пателя отправляется в Канаду, попадает в сильнейший шторм, в каютах, где находятся пассажиры, нет никаких признаков разбушевавшейся непогоды. Вместе с тем, в кадре должны были присутствовать хоть какие-то намеки на качку.
  • В эпизоде, когда тигр Ричард Паркер пытается забраться по натянутому тенту и подойти поближе к Пи, ткань под его лапами не проминается. Однако вес самого паренька сказывается так, как и полагается в таком случае, – под его ногами заметны соответствующие следы.
  • После того, как с момента страшного шторма прошло некоторое время, над телом зебры можно заметить стайку кружащихся мух. Вместе с тем, весьма сомнительно, что подобные насекомые могли быть где-то в просторах Тихого океана.

В заключение хотелось бы отметить, что фильм «Жизнь Пи», несомненно, заслуживает самого пристального внимания. Эта картина снята в лучших традициях профессионального голливудского кино. Она заставляет задуматься над глобальными проблемами, знакомыми каждому человеку, главная из которых заключена в словах знаменитого античного философа – познай самого себя.