Extremely Loud & Incredibly Close

Трагическим событиям одиннадцатого сентября в США было посвящено множество литературных произведений, а также художественных и документальных кинофильмов. Одним из них стал фильм Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко», вышедший спустя десять лет после теракта.  В основу был положен популярный роман Джонатана Сафрана Фоера. В фильме рассказывается о жизни десятилетнего мальчика, отец которого погиб в одной из башен-близнецов. Оскар изо всех сил пытается разобраться в последней загадке, оставленной ему отцом, надеясь таким образом продлить расставание с ним. Сам мальчик называет это «растянуть свои восемь минут с отцом», имея в виду тот факт, что по расчетам ученых, если Солнце вдруг погаснет, люди будут видеть его и получать тепло еще в течении восьми минут — столько времени движется свет до нашей планеты. А для Оскара отец и был Солнцем, светочем, озарявшим всю его жизнь теплым и удивительным светом. Роль Оскара досталась Томасу Хорну, для которого этот проект стал дебютом в мире полнометражного кинематографа. Помимо него задействованы без преувеличения голливудские звезды «первого эшелона» — Сандра Буллок, Том Хэнкс, Макс фон Сюдов. Несмотря на желание режиссера Стивена Долдри приурочить выход «Жутко громко и запредельно близко» к десятой годовщине событий, связанных с атакой на башни-близнецы, производство затянулось, и на широкие экраны картина впервые вышла в конце декабря две тысячи одиннадцатого года. А еще через месяц – уже в следующем году, стала доступна для остальных. До России же американская драма так и «не доехала», хотя за ней уже был закреплен официальный представитель – компания «Каро-премьер».

Производство:

В две тысячи пятом году был опубликован роман американского писателя-романиста Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» («Extremely Loud and Incredibly Close»). Студия «Warner Bros.» тут же подсуетилась и выкупила права на экранизацию, а спустя несколько лет разработок, проект был запущен, во главе с известным режиссером Стивеном Долдри, подарившим миру такие фильмы, как «Часы», «Билли Элиот», «Чтец». За них он, кстати, и был трижды номинирован на главную кинопремию США – «Оскар». Адаптацией романа к сценарию занялся еще более известный персонаж в мире кино – Эрик Рот. Именно его рукой были написаны сценарии-адаптации для «Загадочной истории Бенджамина Баттона», «Своего человека», «Заклинателя лошадей», «Мюнхена» и, конечно же «Форрест Гампа». За последний Рот и получил свою золотую статуэтку от Киноакадемии, а впоследствии был еще трижды номинирован.

На этом  «звездный состав» проекта не заканчивается – в продюсерах фильма значатся такие личности, как Эли Буш («Девушка с татуировкой дракона», «Королевство полной луны»), Селия Д. Костас («Сонная лощина», «Знакомьтесь, Джо Блэк») и, конечно же, Скотт Рудин, продюсируемые проекты которого номинировались на «Оскар» уже четыре раза, и один из них – «Старикам тут не место», победил.

«Жутко громко и запредельно близко» был произведен в сотрудничестве двух компаний-гигантов американской киноиндустрии – «Warner Bros.» и «Paramount Pictures». Руководил съемочной группой оператор-постановщик Крис Менгес («Чтец», «Поля смерти», «Миссия»), хотя первоначально на эту должность был назначен Харрис Савидис, который из-за серьезной болезни выбыл из проекта за несколько дней до старта. Визуальными эффектами занимались как крупные студии – Method Studios («Пираты Карибского моря», «Metallica: Сквозь невозможное») и  Brainstorm Digital («Август Раш», «Код Да Винчи»), так и более молодые — Phosphene (сериалы «Американцы», «Подпольная Империя»), Company 3 NY («Место под соснами», «Схватка»).

Основные съемки должны были начаться в январе две тысячи одиннадцатого года, но начались только в марте – в Нью-Йорке. Закончились они лишь в июле, однако стоит учитывать почти месячный перерыв в июне. Некоторые сцены снимались на улицах Китайского квартала в Манхэттене (Чайнатаун) и Нижнего Истсайда. Для съемок на углу улиц Гранд-Стрит и Орчард-Стрит были использованы специальные краны. Сцены, которые являются важной частью сюжетной линии, были сняты на искомом месте  — в Центральном парке возле озера Воллман Ринк, в зимнее время превращающегося в самый крупный публичный каток в городе. В качестве ювелирной лавки Томаса Шелла (отца Оскара) использовался небольшой ломбард близ Бруклинского моста. Все съемки проводились на цифровую камеру фирмы «ARRI» — Arri Alexa. Кстати, впервые в истории голливудского полнометражного кино для хранения и дальнейшего пост-продакшена был использован специализированный формат ArriRaw.

Актерский состав:

Роли матери и отца Оскара заранее предназначались и писались для Сандры Буллок («Невидимая сторона», «Дом у озера») и Тома Хэнкса («Зеленая миля», «Форрест Гамп»), поэтому они были записаны в проект еще задолго до того, как начались основные приготовления к съемкам. А вот с ролью главного героя пришлось повозиться. Производители в начале октября приступили к поискам мальчика актера в возрасте от девяти до тринадцати лет. Режиссер Стивен Долдри обратил внимание на новичка в мире кино – Томаса Хорна, увидев его в одном из эпизодов ТВ-сериала «Опасность!» («Jeopardy!»). Двенадцатилетний парень выиграл тридцать две тысячи долларов на викторине «Дети Недели» и уже выглядел на экране вполне профессионально. Хорн был включен в проект в декабре две тысячи десятого года.

Над образом главного персонажа Долдри и Рот работали больше всего, проводили многочисленные исследования и общались со специалистами. Они хотели создать образ не совсем обычного ребенка, с небольшой долей аутизма, или так называемым «синдромом Аспергера». В оригинальном романе не было никаких ссылок на то, что Оскар может быть аутистом, но автор книги заявил, что это вовсе не говорит о том, что его не могло быть. Читатели сами решали это для себя. Как пришли к этому и производители.

Помимо Хэнкса и Буллок в проект был привлечен еще один профессиональный актер, который снимался в кино тогда, когда родители последних еще даже не были знакомы. Макс фон Сюдов отказался от роли Хэла в фильме «Начинающие», чтобы поучаствовать в «Жутко громко и запредельно близко» — в роли немого арендатора одной из комнат бабушки Оскара. Впоследствии роль Хэла была закреплена за Кристофером Пламмером. Оба актера были номинированы на «Оскар» как «лучшие актеры второго плана», но статуэтку получил Пламмер. Однако эта номинация сделала Макса фон Сюдова вторым самым старым мужчиной, который был номинирован Киноакадемией. На тот момент Максу было восемьдесят два года и двести восемьдесят девять дней, что всего на пятьдесят дней меньше чем у «лидера» — Хэла Холбрука.

Стоит также отметить актрису, сыгравшую хоть и второстепенного персонажа, но от этого не менее важного для сюжетной линии – Виолу Дэвис. Этот фильм на тему теракта 11 сентября стал уже вторым проектом актрисы, первый был четырьмя годами ранее – «Всемирный Торговый центр». Ко всему прочему – Виола приняла участие в двух фильмах, которые в две тысячи двенадцатом году были номинированы Киноакадемией на премию — «Жутко громко и запредельно близко» и «Прислуга».

Релиз и кассовые сборы:

Как ни старался режиссер Стивен Долдри успеть к одиннадцатому сентября – десятой годовщине со дня ужасного теракта, производство отставало по срокам на несколько недель. В конце сентября прошел только скрининг-тест (предварительный просмотр с целью выявить реакцию аудитории), и публика восприняла его благосклонно, оставив большинство положительных отзывов. После некоторых доработок и редактирования – двадцать пятого декабря состоялся ограниченный прокат фильма, а уже двадцатого января — «Жутко громко и запредельно близко» выходит во всех кинотеатрах страны.

За время проката экранизацию романа Фоера посмотрели почти четыре миллиона американцев, принесшие основную часть выручки – тридцать два миллиона долларов. С остального мира «натекло» еще двадцать три. Учитывая то, что бюджет составил около сорока миллионов – прибыль производителей получилась более чем скромной – всего в пятнадцать миллионов.

Выход на DVD:

В конце марта две тысячи двенадцатого года «Жутко громко и запредельно близко» стал доступен в виде цифрового издания для скачивания, а также на DVD и Blu-Ray дисках. На последних был доступен бонусный материал, в том числе две короткометражки с интервью создателей, актеров и о самом съемочном процессе. Одна называлась «В поисках Оскара», а вторая «Макс фон Сюдов: Диалоги с Жильцом». А через четыре месяца благодаря компании «СР Дистрибуция» и российский зритель смог, наконец, ознакомиться с работой Долдри – вышли локализованные издания DVD и Blu-Ray.

Реакция критиков:

Критики приняли «Жутко громко и запредельно близко» довольно неоднозначно, но с перевесом в негативных отзывах. Так на сайте Rotten Tomatoes «свежие» оценки поставило восемьдесят профессиональных критиков, а «гнилые» — девяносто, в результате чего – общий рейтинг фильма составил сорок семь процентов и средняя оценка 5,5 из 10. Вердикт, вынесенный сайтом: «Безусловно, «Жутко громко и запредельно близко» имеет под собой интересную историю, но она заслуживает большего, чем паточное и претензионное видение ее режиссером Стивеном Долдри».

Джастин Крейг без раздумий поставил четыре звезды из пяти, отметив, что ловкий сценарий Эрика Рота вкупе с музыкальным сопровождением от Александра Депла помогают закрепить позиции фильма Долдри, как лучшего в две тысячи одиннадцатом году. Ретт Бартлетт поддержал коллегу, поставив такую же оценку заявив, что «Жутко громко и запредельно близко» — это лучший фильм из десятка представленных претендентов на «Оскар». Филипп Мартин из «Arkansas Democrat-Gazette» в своем отзыве написал, что нет ничего особенного в этом фильме, кроме удивительного Макса фон Сюдова и невероятной производительности новичка Томаса Хорна.

В тоже время другие критики чуть ли не негодуют в рецензиях о зря потраченном времени и ужасном разочаровании. Андре Фейзер из «New York Post» назвал картину «Жутко и запредельно эксплуататорской», использующей дешевый эмоциональный шантаж, обращенный на зрителя. Том Лонг («Detroit News») так вообще заявил, что это кино «из разряда тех добрых фильмов, которым хочется хорошенько врезать по носу».

Интересные факты:

  • По итогам народного голосования, проводимого ежегодно среди кинолюбителей («Reader’s Digest»), исполнители ролей отца и матери главного героя Оскара – Том Хэнкс и Сандра Буллок заняли в таблице заслуживающих доверия актеров соответственно первое и второе место.
  • Первая версия фильма, показанная во время скрининг-теста, содержала сцену, в которой героиня Сандры Буллок испытывает симпатию к другому мужчине. Его сыграл актер Джеймс Гандольфини. Однако эта сцена  вызвала негативные отзывы публики и была вырезана.
  • «Жутко громко и запредельно близко» — это второй фильм, посвященный событиям одиннадцатого сентября, номинированный на премию Киноакадемии. Первым был «Потерянный рейс», вышедший через пять лет после теракта. Оба этих фильма получили две номинации на «Оскар» но не выиграли ни в одной. Картины на ту же тематику – «Всемирный торговый центр», «11 сентября» и «25-й час» не получили ни одной номинации.
  • В целях борьбы с пиратством, в некоторые кинотеатры пленка с фильмом поступила под названием «Слесарь» («The Locksmith»).
  • Сцены с качелями были сняты в самом Центральном парке Манхеттена. Но в этой части парка нет качелей и вообще каких-либо игровых сооружений. Их поставили специально для съемок и после завершения работы, сразу же убрали.
  • Это первый случай в карьере режиссера Стивена Долдри, когда его фильм был номинирован на «Оскар», но сам он не получил номинации за режиссуру.
  • Сандра Буллок в тот трагический день – 11 сентября две тысячи первого года находилась именно в Нью-Йорке, со своей семьей и была очевидцем того, как второй самолет врезался в Южную башню Всемирного Торгового центра.