Viva Belarus!

Oblogka_Give_BelarusЕще до того, как фильм полностью был смонтирован, о нем уже было немало самых противоречивых сведений и сплетен. Фильм этот ждали одни с большим нетерпением, поскольку «Жыве Беларусь!» (2012) всеми «демократически настроенными гражданами» позиционировался как обнаженная правда о белорусских реалиях жизни простого народа, другие с не менее большей тревогой. Как не крути, выходило, что лента «Жыве Беларусь!» должна была стать настоящей «бомбой», прежде всего, для самих белорусов.

Как создавалось кино

Создателем фильма выступила польская сторона, а именно государственная киностудия «Wytwornia filmow dokumentalnych i fabularnych». Причем и все финансовые вопросы взяли на себя поляки: институт киноискусства и Министерство культуры. К ним присоединился французский известный телеканал Canal+. Всего на ленту было выделено 6 миллионов польских злотых, что составило приблизительно 1,9 млн. американских долларов. Съёмочный процесс занял период с ноября по декабрь 2011 года. Он полностью прошел в Польше. И режиссёром-постановщиком стал также поляк Кшиштоф Лукашевич, он же был и соавтором в разработке сценария совместно с белорусским оппозиционером Франаком Вячоркой. Вот такое получилось кино, почти все польское, только разговор был о «нелегкой, сопровождаемой тяготами и лишениями», современной жизни Белоруссии.

Молодой польский режиссер Лукашевич стал известен специалистам и широкой армии кинозрителей, благодаря фильму «Линч». По словам самого автора, его дебютная работа была основана на реальных событиях, точно отображающих отношения, которые сложились между городом и польской провинцией на их скорее ментальных противоречиях, а не экономических. И выбрал для себя почти беспроигрышный вариант, воплотив всю идею в рамки любимого многими жанра триллера. Кто внимательно смотрел эту дебютную работу, наверняка смог оценить попытку молодого режиссера поговорить о серьезных вещах, беспокоящих его соотечественников, попытку исследования людских отношений в наглухо закрытом пространстве села, отрезанном от города, фактически от жизни всей страны. Так и живут там люди, не находящие ответов на свои животрепещущие вопросы. А раз так, это вынуждает их культивировать агрессию, насилие, ненависть. Фильм заставляет зрителей задуматься о том, как может возникнуть огромная дыра бесчеловечности. После такого довольно смелого дебюта многие надеялись, что и «взгляд из Варшавы на происходящее в Белоруссии» будет не менее драматичен и максимально обнажен для восприятия того, что на самом деле происходит там. Получилось ли у Кшиштофа с «Жыве Беларусь!» так же честно и открыто, как с его «Линчом», рассудят зрители. Фильм широкой публике был показан в мае 2012 года в рамках кинорынка на 62-м Каннском кинофестивале, в польский прокат лента вышла в июле 2013 года, причем на его премьеру собрался весь польский политический «бомонд».

Гламурные белорусские революционеры и жертвы режима в одном лице

Польский режиссер Кшиштоф Лукашевич считает за правило самостоятельно писать сценарии к своим фильмам, как это было с его «Линчем». А вот в ленте «Жыве Беларусь» он «поделил лавры» с белорусским демократическим активистом Франаком Вячоркой, который стал соавтором сценария. Хотя все утверждают, что главный герой Мирон — это своего рода сборный образ белоруса, которому небезразлична судьба современного родного государства. Франак стал ключевой фигурой фильма, фактически его вторым режиссером. Так что по сути сценарий к ленте написал он, положивший за его основу свою автобиографическую историю, куда вошли данные его армейской службы, как он сам заявляет, по «политическому призыву». Он постарался в своем творческом изыскании показать современную Беларусь. Но, по сути, у него страна оказалась своеобразным полем реванша, некой психологической реабилитацией его как гражданина, прежде всего. Он, таким образом, хотел обыграть в нем свои душевные травмы. Наверное, его надежды на это по части залечивания душевных ран, скорей всего, и оправдались. Впрочем, это кино и в нем не все документально. Поэтому и было принято решение создать максимально «драматизированную» обстановку. А раз так, перегибов и разных «натянутостей» избежать не удалось. Хотя те, кто и желал на экране увидеть подобное, за всю эту мрачность и временами абсурдность, оценили киноленту. «Жыве Беларусь!» им очень понравился за именно «художественность», которую, как они считают, авторы имели полное право додумать и «усилить» по своему видению ситуации в целом. Как совсем конкретно выразился известный белорусский журналист Северин Квятковский, что если времена когда-то придуманного социалистического реализма закончились, то фильм особо и не должен отражать действительность. Вот так интересно получилось с лентой — из польского бюджета получили 6 млн. злотых, а об ответственности за точность в отражении белорусских будней как-то позабыли, хотя, как известно, на одно и то же событие два человека могут смотреть разными глазами.

А актеры кто?

Главную роль Мирона сыграл Vinsent, в миру Дмитрий Папко, белорусский хип-хоп исполнитель, актёр, правда, скорей всего, не совсем опытный. Он фигура в республике Беларусь довольно известная, в основном как музыкант. Он пишет, исполняет песни почти всегда на родном белорусском языке. Начинал выступать самостоятельно, но теперь — под живое музыкальное сопровождение созданного коллектива. Репертуар у него, состоящий из собственных композиций, отражает сугубо социальные проблемы. Винсент частенько переводит и для других коллективов тексты песен на белорусский язык. Имеет высшее образование, закончил факультет журналистики Белорусского госуниверситета. Там он и приобщился к музыке, там же на факультете при непосредственном участии Винсента была создана национал-патриотическая группа, в которой в числе прочих был замечен и Франак Вячорка, с которым судьба свела их вместе вновь в ленте «Жыве Беларусь!». Серьезно о нем как о музыканте заговорили в Белоруссии в 2008 году, как о хип-хоп исполнителе на белорусском языке. Через год вышел его дебютный альбом «Пачатак» (рус. Начало). Карьера Винсента как актера началась с молодёжного фильма «Выше неба». Он сам предложил Андрею Курейчику, режиссёру картины, написать к фильму саундтрек. Режиссёр же предложил ему попробовать взять участие в пробах, по результатам которых Винсент был утверждён на одну из значимых ролей фильма.

Работа в картине в ленте «Жыве Беларусь!» добавила известности Винсенту, но не всегда такую, которую ждешь. Как он сам заявил, в начале апреля 2013 года, после съёмок «Жыве Беларусь», едва вступив на родную белорусскую землю, он сразу же подвергся преследованию спецслужбами. Его вызывали на допросы, на него писались доносы и всякого рода небылицы. Все диагнозы, дававшие отсрочку от армии, аннулированы были моментально. Без каких-либо видимых оснований был наложен запрет на выезд за границу. Но все это приведено со слов самого Винсента, официальные лица комментировать эти высказывания оппозиционера не стали.

Не всего гладко сложилось и у популярного актера Анатолия Кота, которого чуть ли не объявили персоной нон-грата в белорусском кинематографе. В ленте Лукашевича он сыграл роль высокопоставленного генерала. Крамолы здесь как таковой и не предвиделось, поскольку актер лишь играет роль, предписанную ему сюжетным сценарием. А роль, сами понимаете, бывает, как положительная, так и отрицательная. Анатолий, потомственный белорус, с раннего детства занимался в театральных студиях, так что проблем с выбором жизненного пути не было. Он окончил Белорусскую академию искусств (мастерская А. Коляды), играл в нескольких местных театрах. Некоторое время плодотворно работал в Германии. C 2005 года Анатолий Кот работает в Москве, в театре Армена Джигарханяна. Его в белокаменной называют патентованным злодеем российского кино. Анатолий к этому относится философски, заявляя, что и негодяев надо кому-то играть. Очень востребованный актер. С ним режиссеры очень любят работать, поскольку он очень требователен к себе и к партнерам. Каждую роль старается полностью пропустить через себя, вне зависимости от степени отрицательности образа. В кино первый успех к актёру пришел благодаря роли князя Владимира Друцкого в исторической драме «Анастасия Слуцкая» (2003), высоко оцененная на различных кинофорумах. Примерно тогда же Анатолий снялся в военной драме Андрея Кудиненко «Оккупация. Мистерии», которая была неоднозначно принята, а впоследствии и запрещена к показу на территории Белоруссии. В России актер стал популярным после сериала канала РЕН-ТВ «Солдаты». И вот после генеральской роли в ленте «Жыве Беларусь!» Кот очутился в списке нежелательных белорусских актеров, стоит надеяться, что ненадолго.

Главную женскую роль исполнила польская красавица Каролина Грушка. Роль пламенной подруги Мирона может показаться на первый взгляд несложной, но это только на первый взгляд, поскольку сложности возникают всякий раз, когда роль не до конца прописана. Но это не мешает Каролине роль сыграть как всегда на высоком уровне. Она во всех своих ролях, а снимается актриса довольно часто, весьма убедительна и неизменно очаровательна. Она очень часто снималась у российских режиссеров. Запомнились роли: Юлии в ленте Михаила Пташука «В августе 44-ого», Маши Мироновой у Александра Прошкина в «Русском бунте», экранизации пушкинской «Капитанской дочки», Саши в ленте Ивана Вырыпаева «Кислород». Во всех этих лентах специалисты отмечали ее незаурядный актерский талант. В фильме Лукашевича любовная линия могла бы добавить некого драматизма в несколько однообразный ход действия, но она в силу сценарных недоработок получилась не достаточно убедительно — порой кажется, что Каролина уже устала сама постоянно что-то придумывать, беря зрителя исключительно своим женским очарованием.

Не слишком ли много «чернухи»?

Фильм Лукашевича, который позиционируется как протестное кино, очень напоминает отечественный кинематограф начала 90-х прошлого века, когда экраны заполонила «чернуха». Он также содержит большое количество сцен насилия, несоизмеримо много всякой «человеческой» грязи, если можно так выразиться, много ненормативной лексики. И это притом, что все выше перечисленное собой нагрузки -то особо смысловой и не несет. Как-то инородно смотрится и то, что белорусы в ленте какие-то не живые, кем-то или чем-то загнанные, не слишком образованные. И лишь «передовой отряд оппозиции» в лице главного героя и его верной боевой подруги Веры – своеобразный «луч света в темном белорусском царстве», который знает, чего хочет и знает, как это сделать. Стоит признать, это несколько утопический взгляд, поскольку современное общество – это не только четко расчерченные грани «светлого» и «темного», а множество полутеней, где не все так явно и просто. Сделано несколько грубовато, поэтому и создается впечатление не самой лучшей пропаганды. Да к тому же постоянно попадающаяся в кадр атрибутика бывшего советского режима: ленинские бюсты, красные звезды и прочее «серпасто-молоткастое». Разве все это характеризует современную Беларусь?

Ведь можно абсолютно по-другому передать мрачный реализм действительности. Как здесь не вспомнить ленту румына Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня», где авторитарный режим «последнего верного ленинца» Чаушеску показан всего лишь через одно событие — через подпольный аборт, на который вынуждена была пойти главная героиня. В румынской картине не найдете ни избиений, ни глумления над человеком, ни бесконечно грязных туалетов, ни матов, ни неуставных армейских отношений – всего того, чего в изобилии на протяжении ленты «Жыве Беларусь!», а мрачность и безысходность румынской действительности последних дней правления Чаушеску переданы с пронзительной правдивостью. Но так решил режиссер, и это, в принципе, его право, как автора.

Интересные факты

Картина «Жыве Беларусь» прогнозировано была раскритикована посольством Белоруссии в Польше. В письме посла Белоруссии главному польскому дистрибьютору фильма говорится, что «ни один из показанных в ленте фрагментов не имеет ничего общего с реальностью, а попросту демонстрирует больную фантазию автора сценария». Он призвал дистрибьютора полностью отказаться от распространения пасквиля, который бросает тень на дружеские отношения белорусского и польского народов. Кроме того, Минкультуры Республики Беларусь сообщило о старте проекта работы над полнометражным фильмом «Авель», который, согласно словам того же посла, станет по сути официальным «ответом Чемберлену», своеобразным творческим «ответным ударом» на ленту Лукашевича. Продюсер ленты Сергей Жданович ясно дал понять о необходимости уделить внимание в будущей картине и оценке событиям на Площади. Исходя из его слов, будущая лента постарается не занимать однобокую позицию, как это выявилось в ленте «Жыве Беларусь!», а объективно покажет историю, причем с разных, диаметрально противоположных ракурсов. Займет режиссёрское кресло постановщик знакового для республики фильма «Брестская крепость» россиянин Александр Котт. Определен и бюджет предстоящего кинопроекта, составляющий аналогичную сумму, которая была выделена и на картину Кшиштофа Лукашевича, а это порядка двух миллионов американских долларов. Есть большая доля вероятности, что примут приглашение на участие в фильме и некоторые голливудские звезды. Ожидается, что лента Александра Котта будет ориентирована, прежде всего, на зрителя, живущего за пределами республики Беларусь.

Вместо заключения

То, что единого мнения об фильме «Жыве Беларусь!» не могло быть и речи, было понятно заранее. Зрители разделились на два больших, идеологически полярных лагеря. Их мнения можно подытожить, взяв в качестве примера по одному мнению из каждых полюсов. Вот один, понятно кому принадлежащий: «Бред редкостный!!! Просто обгадили страну ни за что, хотя не удивительно, так как сейчас Беларусь как кость в пасти империалистов. Фильм не надо смотреть, а просто съездите в РБ и убедитесь, как живут люди на самом деле.» Его пытается переубедить оппонент из «передового демократического отряда»: «Отличный фильм… к просмотру обязателен, а тем более белорусам… остальным тоже стоит смотреть и просто прозреть от того, что так оно и есть…» Свои собственные убеждения, какие бы они не были, это очень хорошо. Но, как говорится, истина всегда должна лежать где-то посередине. Поэтому, чтобы составить мнение о том, что правда, что нет в этом фильме от польского господина Лукашевича (фамилия очень созвучна с фамилией президента республики Беларусь — еще одно знаковое интересное совпадение), надо хотя бы побывать там, пожить некоторое время, пообщаться с простыми людьми. Если человек способен самостоятельно мыслить, то он сможет разобраться во всех сюжетных перипетиях, представленных в «Жыве Беларусь!», и отделить зерна от плевел. Это будет его мнение, которое, естественно, будет отличаться от многих восторженных или гневных отзывов по поводу этой скандально известного кинопроекта.