V/H/S

Oblogka_ZLOКартина «З/Л/О» 2012 года выпуска – фильм ужасов, снятый в популярной манере «домашнего видео». Собственно, на это намекает и название ленты, которое в оригинале пишется как V/H/S (устаревший ныне формат видеокассет). Кроме того, такая аббревиатура – намек на события, происходящие в фильме. Согласно отзывам многих кинокритиков, создатели картины «З/Л/О» довели идею фильма ужасов с псевдо любительской съемкой до абсолюта, разнообразив свое творение практически всеми известными методами. Такого понятия, как монтаж, здесь попросту нет, однако это не только не препятствует восприятию, но и позволяет глубже проникнуться атмосферой. В целом, «З/Л/О» можно назвать успешным фильмом, в пользу чего красноречиво говорит наличие сиквела («З/Л/О-2» вышел через год после оригинальной ленты). Тем не менее, коммерческий успех сложно назвать впечатляющим. Например, в США фильм «З/Л/О» собрал около 100 тысяч долларов. Эта сумма позволила окупить затраты на производство, но не принесла создателям такой же впечатляющей прибыли, которую получили авторы другого легендарного «мокьюментари» — «Ведьмы из Блэр».

Сюжет

По сюжету, трое молодых взломщиков пробираются в богатый и таинственный особняк, который кажется пустым. Однако в здании они находят далеко не то, что искали. Хозяин жилища внутри, но он, по всей видимости, уже давно мертв. Ценных вещей в особняке осталось очень мало, а единственное «наследие», оставленное владельцем – коллекция видеокассет, которые выглядят очень старыми. Шайке грабителей не остается ничего другого, как просматривать записи, чтобы разгадать тайну гибели владельца. Каждая новая кассета содержит реалистичные и кошмарные видео, на которых друзья становятся свидетелями невероятных ужасов. Постепенно кошмар становится настолько реальным, что кажется, происходит с ними по-настоящему. Однако главные герои не подозревают, что с каждой минутой просыпается нечто, желающее им страшной и мучительной смерти. Это и есть настоящее ЗЛО.

Подобный сюжет сложно назвать новаторским или выдающимся, однако как форма он прекрасно подходит для объединения разнообразных работ на тему ужасов, а каждая из новелл не только является законченным произведением, но и отлично вписывается в общую канву фильма. Естественно, ни один из эпизодов не основан на реальных событиях, как бы авторы не пытались создать пресловутый «эффект присутствия». Однако, несмотря ни на что, сама подача материала может понравиться многим любителям современных «ужастиков» наподобие «Паранормального явления», «Искателей могил», «Ведьмы из Блэр», «Азбуки смерти» и других. Кажется, что картина «З/Л/О» объединила в себе все существующие стили псевдо документальных «ужастиков», что несомненно оценят поклонники этого направления в кино. Кинолента объединяет не только стилизации под разнообразные форматы видео, но и содержит в себе сразу несколько поджанров: от кровавых и разнузданных слэшеров, до классических триллеров, порой с эротическим содержанием. Такое разнообразие не даст заскучать потенциальному зрителю, особенно если он ценит экспериментальное кино, которое испытывает новые способы воздействия на зрителя.

Главные герои киноленты «З/Л/О» не являются положительными, в отличие от множества других картин этого рода. Напротив, троица постоянно ввязывается в сомнительные авантюры, такие как съемки порнографических картин, регулярные ограбления и нападения на людей. Практически все мелкие преступления сходят им с рук, а на крупные они попросту не решались. Ограбление особняка – их первое «серьезное» дело, но оно закончится далеко не так, как герои себе представляли. Стоит заметить, что фильм выглядит весьма убедительным, причем не только из-за своей манеры съемки, но и благодаря мастерской работе молодых актеров. Все происходящее не смотрится постановочным голливудским блокбастером, и в этом – главное достоинство киноленты «З/Л/О». В ней даже нашлось место спецэффектам, многие из которых выполнены без помощи компьютерной графики, а только лишь стараниями гримеров и декораторов (как и в большинстве малобюджетных лент).

Примечательно, что сиквел, вышедший год спустя, оказался куда менее успешным, несмотря на то, что точно следовал традициям оригинала. Причем афоризм про шутку, сказанную дважды, здесь вряд ли можно назвать актуальным, ведь «З/Л/О» уже сам по себе оказался вторичным фильмом, который использовал приемы других популярных картин. Скорее всего, причиной неудачи послужили довольно «слабые» сюжетные ходы, лишенные «свежести» и задора. Как бы там ни было, лишь первую часть большинство кинокритиков однозначно рекомендовали к просмотру.

Несмотря на малый бюджет, над созданием киноленты работала целая команда специалистов. Одних только режиссеров было 10, и каждый из них отвечал за свой отрывок. Похожую ситуацию можно было наблюдать и с продюсерами, которых еще больше – 24. Большинство исполнителей не являются профессионалами, однако сам формат фильма не требует этого. Общее количество людей, принимавших участие в съемках – более 100, и это только указанные в титрах. Для любительского кино такая ситуация — редкость. Удивительно, но у себя на родине, в США, фильм оказался куда менее успешным, чем в России, если основываться на данных кинопроката. Кассовые сборы киноленты «З/Л/О» в Соединенных Штатах – около 100 тысяч долларов, а в России – более 600 тысяч. Вполне возможно, что такому результату фильм обязан весьма эффектному переводу, который, хоть и не является дословным, точно отражает смысл картины и привлекает к ней внимание.

«З/Л/О», по своей сути, киноальманах, собранный из различных короткометражных фильмов, снятых отдельными режиссерами. Вероятно, во время съемок они никак не взаимодействовали друг с другом, а кинолента стала единым произведением только на момент постпродакшена и проведения окончательного монтажа. Официальная премьера состоялась в январе 2012 года на кинофестивале независимых фильмов Санденс, который ежегодно проходит на территории Соединенных Штатов Америки. Там лента вызвала восторг у зрителей и стала по-настоящему успешной. В связи с этим было принято решение выпустить «З/Л/О» на Video on Demand («Видео по требованию»), что считается относительно новым способом получить прибыль от фильма. Продемонстрировав востребованность среди интернет-аудитории, «V/H/S» с 5 октября того же года вышел в ограниченный прокат США. Российские кинозрители смогли посмотреть картину позже: дата официальной премьеры в РФ – 6 сентября 2012 года. Прокат шел сразу же в кинотеатрах, что положительно сказалось на кассовых сборах.

Всего картина состоит из шести различных новелл:

  • «Кассета 56» — основной сюжет, связывающий все части повествования;
  • «Ночь любителя»;
  • «Второй медовый месяц» (единственная новелла, которую жанрово нельзя отнести к фильмам ужасов, ведь она является классическим триллером с неожиданной развязкой);
  • «Вторник, 17-е»;
  • «Странная вещь, случившаяся с Эмили, когда та была моложе»;
  • «10 / 31 / 98».

Длятся все они по-разному – от пяти минут до получаса. На первый взгляд, повествование может показаться совершенно сумбурным из-за постоянной иллюзии видеопомех, а также присутствия в визуальном ряде посторонних фрагментов. Они вряд ли несут какую-либо смысловую нагрузку и служат здесь, скорее, для атмосферы, чем в качестве необходимости.

Прокатом ленты на территории России занималась дистрибьюторская компания «Каскад». Благодаря ее стараниям фильм не только вышел в широкий прокат и собрал больше денег, чем у себя на Родине, но и получил достойный дубляж, который точно соответствует замыслу создателей. Это может стать еще одним плюсом при просмотре картины. Нужно отметить, что «З/Л/О» в каком-то смысле можно назвать «студенческой» работой, ведь он снят едва ли не учениками кинематографических ВУЗов. Подчеркнуто любительская манера съемки в данном случае возникла не из-за недостатка опыта, а в связи с замыслом создателей, и она служит главной «изюминкой», привлекающей к просмотру потенциальных зрителей. Иллюзия того, что все произошедшее случилось на самом деле, всегда была ключевой для многих фильмов ужасов. Здесь она присутствует в полной мере. Все-таки не случайно на русскоязычном постере картины красуется надпись «основано на реальных кошмарах».

Съемочная группа

В общей сложности над созданием киноальманаха работали десять режиссеров: Мэттью Беттинелли, Адам Вингард, Дэвид Брукнер, Тайлер Джиллетт, Джастин Мартинез, Гленн МакКвейд, Radio Silence (псевдоним), Джо Сванберг, Чад Виллелла и Тай Уэст. Большинство из них стали продюсерами своих же работ (что случается очень часто при малобюджетном кинопроизводстве), а также приняли участие в них как актеры. Многие на момент выхода картины «З/Л/О» были любителями или студентами режиссерских факультетов в киношколах США. Кроме прочего, среди продюсеров в титрах указаны Аарон Рэй, Зак Земан, Джордж Рауш, Питер Фок (новелла «Второй медовый месяц»), Том Оуэн, Ли Нуссбаум (отрывок «Вторник, 17-е»), Брэд Миска, Роксанна Бенжамин, Гари Бинкоу и многие другие, в общей сложности 24 человека. Большинство продюсеров являются сегментными, т.е. отвечают исключительно за один конкретный эпизод.

Актеры

Актерская труппа киноленты довольно большая – более 80 человек. Практически все они задействованы в той или иной новелле и не участвуют в других. Большинство артистов являются любителями с минимальным опытом съемок в кино. В новелле «Кассета 56» сыграли Кэлвин Ридер, Лэйн Хьюз, Эндрю Неннингер, Адам Вингард, Мелисса Ботрайт, Фрэнк Стэк и другие. В одном из других фрагментов под названием «Ночь любителя» снялась актриса Ханна Файрман, актеры Майк Донлан, Джо Сайкес, Дрю Сойер и Джессика Сэмс. В следующей новелле из киноальманаха «З/Л/О» — «Второй медовый месяц», сыграли Джо Сванберг, Софи Такал и Кейт Лин Шейл. По количеству исполнителей данный эпизод можно назвать самым немногочисленным. Кроме того, «Второй медовый месяц» — это чистый триллер, без «примеси» фильма ужасов, так что в нем нет визуальных эффектов. Новелла «Странная вещь, случившаяся с Эмили, когда та была моложе», снята в оригинальной манере общения по Skype. Здесь участвовали Дэниэл Кауфман, Лиз Харви, Айзиа Хиллман, Корри Линн Фицпатрик, Талия Хиллман и другие.

Новелла «Вторник, 17-е» снята в более традиционной манере «любительского видео». Роли в ней исполнили такие артисты, как Норма С. Киньонес, Дрю Морлейн, Джаннин Элизабет Йодер, Джейсон Ячанин, Брайс Бурк, Дженнифер Сакс и т.д. Наконец, последний эпизод под названием «10 / 31 / 98» содержит весьма типичный для фильма ужасов сюжет про группу друзей, которые оправились на костюмированную вечеринку в «дом с привидениями». Желая весело провести время и как следует отпраздновать Хелоуин, они не догадывались, что ждет их впереди. В итоге праздник обернулся вполне реальным кошмаром. Актеры — Чад Виллелла, Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт, Пол Натонек, Николь Эрб, Джон Уолкатт, Билал Мир, Дэмион Стефенс и др. Новелла является завершающей в картине. Для многих из вышеперечисленных исполнителей киноальманах «З/Л/О» стал единственной возможностью появиться на «больших экранах», но некоторые уже имели опыт съемок в кино и сериалах. Например, ключевая актриса новеллы «Ночь любителя» Ханна Файрман успела сняться в телешоу «Дневники вампира», а также множестве короткометражных лент, снятых молодыми режиссерами.

Реакция критиков и зрителей

Согласно данным англоязычного сайта IMDb, зрительский рейтинг фильма – 5,7 балла, а общее количество проголосовавших превышает 24 тысячи человек. Учитывая скромные сборы ленты «З/Л/О», такое количество голосов можно назвать удивительным. Профессиональные кинокритики портала Rottentomatoes оценили фильм преимущественно хорошо, о чем говорит рейтинг в 55%. Число рецензий – 93, из них 51 положительная и 42 отрицательных. Пользователи российских интернет ресурсов оценили «З/Л/О» без особого энтузиазма. Отечественные же кинокритики, напротив, оценили ленту скорее положительно. Для любительского фильма ужасов такой результат вполне хорош.